Теперь смена гендиректора возможна только через нотариуса. С 1 сентября такое решение обязательно должно быть заверено. Каким образом новый закон поможет пресечь мошеннические схемы? Как будет проходить процедура? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказала об этом президент Челябинской областной нотариальной палаты Наталья Кузьмина.
— Наталья Владимировна, с чем связано появление этого нового закона?
— Хочется отметить, что за последние 10 лет компетенция нотариусов в корпоративной сфере продолжает расширяться, что позволяет усиливать безопасность и правовую чистоту правоотношения в таком сегменте. Нотариусы помогают предпринимателям практически на всех стадиях ведения их бизнеса, то есть с момента создания юридических лиц и в последующем при принятии корпоративных вопросов в созданных предприятиях, организациях.
Да, действительно, с 1 сентября были внесены изменения в законодательство, появилось обязательное удостоверение решения о смене руководителя юридического лица. Для чего это было сделано? Конечно же, ответ достаточно прост — это позволяет защитить бизнес от захвата, того, что мы называем «рейдерский захват». И, конечно же, чтобы пресечь какие-либо мошеннические схемы злоупотребления при незаконной смене генеральных директоров таких предприятий.
— Как нотариус может помочь пресечь эти схемы?
— Принятый закон предусматривает, что с 1 сентября 2024 года решение о назначении генерального директора должно быть в обязательной форме удостоверено нотариально. Эта норма не касается кредитных и финансовых организаций, специализированных обществ, созданных в соответствии с законодательством о ценных бумагах. Удостоверяя протокол собрания участников общества, нотариус в полной мере гарантирует его законность и достоверность. Кроме того, нотариус, удостоверивший такое решение о смене генерального директора, не позднее следующего рабочего дня после предоставления ему протокола заседания, должен направить в налоговый орган электронный пакет документов, который позволит внести необходимые сведения в Единый государственный реестр юридических лиц. Иными словами, сформировать сведения в таком публичном реестре в отношении генерального директора. То есть на сегодняшний момент субъектом является нотариус.
— Интересно. Расскажите, пожалуйста, поэтапно, как сама процедура будет проходить? Кто в ней будет участвовать, что будет проверять нотариус?
— В нотариальной форме принятие решений не только в отношении избрания генерального директора. Обязательно подлежит принятие решений об увеличении уставного капитала. Также к нотариусу обращаются при создании самого первого этапа. Для удостоверения решения о смене генерального директора нотариус проводит полную комплексную проверку. Все эти действия нотариуса четко регламентированы. В частности, нотариус, конечно же, убедится, что на собрании присутствуют именно те лица, которые являются участниками предприятия, либо их представители, которые имеют полномочия для голосования на таких собраниях. Нотариус также проверяет компетенцию органов, которые созывают такое собрание. Все это приводит к тому, что исключается риск подмены протокола и подмены решений. Проходит собрание, на котором присутствуют нотариусы, участники проголосовали. Нотариус выдает свидетельство о том, что были приняты такие-то решения, такой-то директор был непосредственно выбран. И после проведенного собрания нотариус сам непосредственно подает сведения в налоговый орган о смене руководителя юрлица.
— В какой срок процедура будет полностью завершена?
— С июня внесены изменения. И по нотариальным формам сделок, по отчуждению, например, доли в обществе с ограниченной ответственностью, регистрация изменений происходят в течение одного дня. Практически скоро это будет и по директорам, вероятнее всего, потому что об этом идет дискуссия, а так — несколько дней. Что касается нотариуса, то у него есть обязанность передать не позднее следующего дня сведения в налоговый орган.
— Нотариус может быть мостиком между предпринимателем и ФНС, не только на этапе создания бизнеса, но и в его дальнейшем. Это действительно так?
— Можно сказать, да. На самом деле, у работающих компаний всегда происходят различные изменения, которые необходимо фиксировать в публичном реестре, например, изменение адреса, руководителя юридического лица. Фирмы укрупняются, увеличивают свои уставные капиталы, входят новые участники. При каждом таком изменении, которое влечет правовые последствия для юрлица, необходимо обратиться к нотариусу.
— Наталья Владимировна, расскажите о бесплатных онлайн-сервисах, созданных на базе единой информационной системы нотариата. Кому они доступны и нужны в работе?
— Бесплатные онлайн-сервисы, которые созданы на базе единой информационной системы нотариата, доступны любому интернет-пользователю, что называется 24 на 7. Представители бизнеса тоже не исключение и могут ими пользоваться. Можно найти информацию о залоге того или иного движимого имущества. Это необходимо при проверке, при покупке автотранспорта, какого-либо дорогостоящего оборудования. Можно проверить, что это все не находится в залоге у банка или у третьих лиц. Также реестр отмененных доверенностей. Если у вас контрагент действует по доверенности, вы можете проверить, зайдя в реестр, существует ли такая доверенность, либо все-таки она уже отменена. Кроме того, есть реестр наследственных дел. Все эти реестры являются бесплатными, никакой регистрации дополнительно не нужно, заходите и пользуйтесь.