За год, с октября 2023-го по октябрь 2024-го, в Челябинске количество заведений общепита увеличилось почти на 6% до 3024. Такой же тренд замечен и в других мегаполисах страны: с октября прошлого года число кафе и ресторанов выросло чуть более чем на 5% и достигло почти 98 тысяч точек. Такие данные предоставили радио «Business FM Челябинск» аналитики сервиса 2ГИС.
Эксперты рассчитали, как за год изменилось общее количество заведений общественного питания в целом и в самых распространенных форматах — от ресторанов до фастфуда. Отличительной особенностью результатов стал расцвет формата точек безалкогольных напитков и кофеен, количество которых за год выросло по стране на 14% и 11% соответственно, а также возвращение интереса к суши-барам (+6%). Владелец ресторанов «Буфет на Большой» и Brut is good Сергей Якушевский считает, что к увеличению точек привел рост доходов населения.
«Спрос превышает предложение. Доходы людей повысились и заметно, в связи с этим растут предложения. Люди ограничены в поездках, остаются все здесь, в России, особенно в сегменте средний плюс и выше. Пока растут доходы, будет активно расти рынок и отложенный спрос. Думаю, в следующий год гарантированно рост будет. Будет очень много новых продуктов, которых раньше не было на рынке. Становится больше разнообразия. Возрастная группа, которая навынос берет, резко стала моложе. Это добавляет к рынку количественного роста»,— отмечает Сергей Якушевский.
Самый большой рост в Челябинске — на четверть — отмечен в категории заведений, специализирующихся на продаже лимонадов, свежевыжатых соков, молочных коктейлей и других безалкогольных напитков. Сегмент быстрого питания увеличился на 9%. Также выросло количество кофеен и кондитерских. В Челябинске прирост таких заведений составил 20% и 19% соответственно. Однако основатель кофейни DoZaCoffee Company Сергей Куребеда считает, что ситуация, на самом деле, не такая радужная.
«Я наблюдаю, что количество кофеин сократилось. По поводу того, что выложил 2ГИС. Скорее всего, это магазины „Жизнь Март“, которые имеют кафе. За счет этого рынок вроде бы как раздуло, но по факту самих кофеин, как мне кажется, больше их не стало. По своей кофейне могу сказать, что как постоянщики проходят мимо. Не стесняюсь встретить на улице и задать вопрос, почему перестал ходить. Люди отвечают, что возле дома открылось кафе а-ля „Жизнь Март“ и там берут кофе. Либо купил домой кофемашину, сиропы и готовит дома. Либо в офисе стоит кофемашина. Люди пьют кофе там, где подешевле, удобнее. Сами кофейни остаются уже исключением, где можно встретиться, посидеть, пообщаться с друзьями, свидание устроить»,— поясняет Сергей Куребеда.
Лидером рейтинга по увеличению количества заведений общепита в городах-миллионниках стал Красноярск с приростом 9%, далее идут Казань, Ростов-на-Дону и Москва — там число таких точек увеличилось в среднем на 8%.