Челябинск переживает бум наружной рекламы — к этому мнению пришли многие эксперты рынка. Такой способ снова стал популярен из-за высокой стоимости рекламы в интернете? Об этом главному редактору радио «Business FM Челябинск» Андрею Фролову рассказал директор группы компаний «Элефант» Михаил Смирнов.
— Поговорим о рынке наружной рекламы. Сейчас он переживает некий ренессанс. Говорят, что наружная реклама впереди планеты всей, потому что реклама в интернете стала очень дорогой. Когда-то все туда ушли, а сейчас они наелись и говорят: «У нас же есть отличные места на наших улицах и площадях — наружная реклама». Переживаете ренессанс?
— Если брать абсолютные цифры, сразу же могу сказать, что мы приближаемся к доковидному уровню. Рост хороший — от 10 до 15% у разных операторов. По большому счету, весь рекламный рынок на сегодняшний день вырастает. Причины две. Это низкая стартовая база. Мы провалились в 2020 году, в начале 2021-го в среднем на 75-80%. Наружная реклама была на грани выживания. На сегодняшний день рост хороший. Плюс ко всему — это уход многих платформ и увеличение цены в интернете.
— За последний год ушли многие западные компании, которые огромные бюджеты вкладывали в рекламную отрасль в России. Насколько это повлияло? Или на «наружке» это в меньшей степени отразилось?
— Произошло перераспределение бюджетов. Очень резко у нас изменилась продуктовая корзина. Практически перестали рекламироваться многие отечественные сферы — например, связь, вы это видите по улицам. Очень серьезные, большие западные компании и мультибренды полностью ушли. Тем не менее, исходя из самой низкой стоимости одного контакта, мы видим огромный приток малого, среднего бизнеса. Больше всего рекламируются девелоперы.
— То есть рынок потребителей наружной рекламы существенно меняется, при этом идет рост. Можно сказать, почему это происходит? Вы говорите, ушли связисты, пришли девелоперы. Ведь и те и другие существовали прекрасно и пять лет назад.
— Сосуществовали они, конечно, прекрасно. Сам по себе прирост, если его анализировать, произошел за счет местных клиентов. Это именно малый и средний бизнес. То, чего раньше вообще не было. Это сегмент, который практически исчез с наружной рекламы в 2016 году. Сейчас он появляется. Наружную рекламу используют в виде навигации, выводя на рынок абсолютно новые услуги и новые центры компетенций. Девелоперы очень сильно увеличили свое присутствие. Предложение стало больше, они прекрасно понимают, что «наружка» работает. Количество размещений рекламы по новому жилью лавинообразно увеличилось.
— Технологии входа клиента в ваш бизнес остались прежние или тоже поменялись?
— Технологии изменяются практически ежегодно, ежемесячно. Отрасль стремительно меняется технологически. В России существуют огромные, причем не жестко закрепленные, они постоянно меняются, баинговые компании, в том числе региональные. Они выходят на рынок. В связи с глобальной цифровизацией им предлагают совершенно другие технологии закупки рекламных поверхностей. На сегодня мы получаем огромное количество предложений. У нас покупают даже те стороны, на которые мы не рассчитывали. Все моментально, хотя раньше мы закрывали продажу, например, за неделю — за десять дней до закрытия календарного месяца. Сейчас у нас многие вещи покупают в первых числах месяца.
— Если пришел к вам местный производитель и говорит: «Вы знаете, я хочу через вас разместиться в Челябинске, Екатеринбурге и Кудымкаре». Это можно сделать за короткое время?
— Это можно сделать. И это как раз то, чем сейчас живет среда наружной рекламы. Мы говорим об экранах, о цифровой рекламе. Именно она позволяет в кратчайший срок разместить готовые ролики на огромных территориях.