Какие бизнес-идеи представили конкурсантки и что оценило жюри, рассказывают руководитель центра предпринимательства «Территория бизнеса» Ольга Третьякова и победительница проекта Мария Чубаева.
Ольга, какие требования были на конкурсе, и как он проходил?
Формат, на самом деле, очень интересный. Участвовать могут только девушки с детьми. Неспроста название «Мама-предприниматель». Девушки подают заявку на сайте компании Amway, которая проводит предварительный отбор. Собирается комиссия, которая выбирает 35 участниц для самого конкурса. Все они смогут побороться за грант в размере 100 тысяч рублей. Это еще одна уникальная особенность, что у участниц есть возможность побороться за такой грант — за сумму денег, которую они смогут пустить на развитие бизнеса. Девушки приходят к нам в «Территорию бизнеса», четыре дня активно обучаются, готовят свой бизнес-проект, готовятся презентовать себя и показать рентабельность проекта. На пятый день собирается комиссия, участницы выступают, у них очень строгий регламент. Жюри в таком спорном моменте выбирает, чей проект среди мам-предпринимателей лучший, и кто получит грант в 100 тысяч.
Насколько активно девушки откликнулись в этом году? Сколько было заявок?
Заявок было более 50. На последнем этапе мы отобрали 35. Но в силу того, что у девушек большая загруженность как в связи с работой, так и в связи с личной жизнью и детьми, приходит меньше. В этом году пришли 24 участницы, которые с первого дня до последнего отучились и вышли на защиту.
Мария, расскажите о своем проекте. Что это за бизнес-идея?
Изначально это было творчество, как у всех мам-предпринимателей, которое переросло в бизнес. У нас мелкосерийное производство женской одежды под собственным брендом CHUMA. Мы еще проверяем, естественно, как народ на это название реагирует. CHUMA — потому что Чубаева Мария.
Почему решили заниматься именно этим направлением?
На самом деле, образование было получено давно. Был техникум. Но раньше же это было неактуально, в мое время у нас все были в госструктурах. Моя профессия отошла на задний план. Я закончила ЧелГУ, отработала в другой организации. И после рождения второго ребенка я решила вернуться к истокам. Сначала ночью шила на заказ, но это было именно творчество. Потом начала участвовать в конкурсах, отшила первую коллекцию, с этого все и зародилось.
Когда проводятся у нас форумы, конкурсы с представителями легкой промышленности, они всегда говорят о том, что им не хватает персонала. Очень мало рук, очень мало идут в техникумы и лицеи, не хватает швей, которые будут сидеть у станка и заниматься производством. Вы тоже чувствуете, что вам нужно больше людей, которых можно было бы вовлечь в свою бизнес-идею?
Да, на самом деле, это действительно проблема, с которой я столкнулась. Сейчас стоит цель — возобновить производство, предоставить рабочие места и набрать кадры. С ними, конечно, очень сложно. Но я уже созрела, что я готова обучать, то есть я могу дать то, что нужно сотруднику. На самом деле, предпринимателю нужно дорасти до этого, потому что наемные сотрудники — это больше ответственности.
Ольга, чуть шире взглянем на историю с федеральным конкурсом. Какие еще были заявки, какие проекты? Кого вы отметили?
В этом году у бизнеса такое яркое социальное лицо. Очень много было образовательных проектов, в том числе «Ментальная арифметика», англоязычные школы, развивающие центры. Были очень интересные проекты. Например, у нас была девушка с пельменями для малоежек. Маленькие пельмешки, домашнее производство. Очень натурально, экологично, здорово. Была девушка, которая тоже производила одежду — делала ее из обрезков. Отправляла на легкопромышленные заводы запросы, так как у них от основного производства остается много срезов. Они ей все эти обрезки отдавали. Получалась такая экологичная, безотходовая продукция, переходила в формат одежды для детишек.
У вас уже есть понимание, во что у нас на региональном уровне этот проект может трансформироваться, и как он может измениться уже в следующем году?
В нашем регионе тема бизнеса становится очень востребованной, очень острой, поэтому мы уделяем ей внимание. Например, в этом году у нас запланирован ряд мероприятий для женщин. Это и женские форумы, и проект «В бизнес на шпильках», который будет иметь свое продолжение в формате конкурсных программ. То есть мы трансформируем, что-то добавляем, потому что востребованность есть.
Мария, какие рекомендации им дадите девушкам, которые хотят открыть свой бизнес, начать какое-то дело?
Первое — это, конечно, вера в себя и свою идею, второе — трудолюбие, без него никуда. Даже финансы не столько стоят на первом месте, сколько вера и желание дойти до этой цели.