Один из его пунктов предлагает на федеральном и региональном уровнях определить «критерии размещения крупных торговых объектов», в том числе при принятии решений о выделении земельных участков под их строительство или реконструкцию. Таким образом, критерии могут распространиться как на собственников объектов, так и на арендаторов площадей в торговых центрах, сообщает «Коммерсант».
Министерство указывает, что магазины большой площади оказывают «наиболее сильное, в том числе и отрицательное, влияние на конкурентную и предпринимательскую среду»: из-за «перетока» покупателей менее крупные торговые объекты вынуждены закрываться.
В проекте Минпромторга нет прямых указаний на возможный размер объектов, к размещению которых будут применяться дополнительные критерии, но есть отсылки к опыту других стран. Например, в Великобритании крупными признаются магазины площадью более 2,5 тыс. кв. м, в Италии — 1,5 тыс. кв. м, во Франции — 3 тыс. кв. м. Аналогичное регулирование действует и у партнеров России по Таможенному союзу: в Казахстане для торговых объектов более 2 тыс. кв. м, в Белоруссии — более 3 тыс. кв. м. В России по ГОСТу «Розничная торговля» гипермаркетом признается торговый объект более 5 тыс. кв. м, а универмагом — более 3,5 тыс. кв. м.
Игроки рынка отмечают, что в инициативе Минпромторга есть как плюсы, так и минусы. Например, если в городах-миллионниках в относительной близости друг от друга открывается сразу несколько гипермаркетов, они «пожирают» не только малый и средний бизнес. С другой стороны, в городах с населением до 500 тыс. человек, где отсутствуют федеральные ритейлеры, появление крупных объектов, по мнению некоторых экспертов, полезно, так как местный малый и средний бизнес зачастую завышают цены.
По данным «Infoline-Аналитики», в 2013 году выручка всех российских гипермаркетов составила 1,23 трлн руб., или 11% оборота продовольственной розницы.