Банки стараются идти навстречу. Какую линейку услуг они предоставляют предпринимателям, рассказала руководитель направления малого бизнеса дивизиона «Южный Урал» Уральского банка реконструкции и развития Татьяна Морозова.
— Татьяна, расскажите, как вы оцениваете ситуацию с малым и средним бизнесом в Челябинской области?
— По сравнению с 2018-м в прошлом году произошло снижение количества новых организаций. Два года назад их было зарегистрировано более 30 тысяч. В 2019 году эта цифра составила уже чуть больше 26 тысяч.
— Количество зарегистрированных предпринимателей малого и среднего бизнеса сокращается, соответственно, растет конкуренция. Как ваш банк на это реагирует?
— Не только наш банк, это ощущают все участники рынка. И для клиента, на самом деле, это очень большой плюс. Банки ушли от массовых, потоковых предложений. Рынок малого и микробизнеса сейчас — это четко сегментированное клиентское поле. Наш клиент — практичный предприниматель, он твердо стоит на земле и знает свое дело. Такие бизнесмены понимают, что им нужно и, самое главное, сколько они готовы за это платить. Поэтому слоганом нашего нового позиционирования стало утверждение «Знаю цену деньгам». По сути, сейчас мы для клиента выступаем подрядчиком, который предоставляет то, что нужно, не навязывает лишнего и не тратит его время.
— То есть для каждого бизнеса свои условия. Подробнее расскажите, что это значит?
— Самый, наверное, востребованный продукт на рынке — это рассчетно-кассовое обслуживание. Мы разработали тарифы для бизнеса любого размера и любой направленности. Например, стартапы, сезонный бизнес или компании, которые проводят немного платежей, — для них мы разработали пакет «Промо». В нем нет абонентской платы, оплачиваются только платежные поручения по фиксированной ставке за межбанковский платеж — 89 рублей. Также у нас очень востребованным становится тариф, который был запущен в феврале этого года. Он быстро набрал популярность — это «Промо лайт». Фишка его в том, что платить банку нужно только при зачислении на счет. Это два процента от суммы поступлений. Эквайринговая выручка также входит в эти поступления. Все остальное — открытие, ведение счета, интернет-банк, мобильный банк — бесплатно, в том числе перевод до 300 тысяч рублей со счета индивидуального предпринимателя на карту физлица.
— Количество операций по безналичной оплате товаров и услуг за девять месяцев прошлого года увеличилось в полтора раза, люди предпочитают расплачиваться картой. Что вы можете предложить своим клиентам в этом направлении?
— Здесь наши предложения разнообразны. Начну, пожалуй, с эквайринга. Вы правильно сказали, у нас все больше клиентов предпочитают рассчитываться картами, и предприниматель понимает, что если он не установит терминальное оборудование в своих торговых точках, он потеряет клиента, потеряет деньги. Подключение эквайринга в нашем банке проводится от трех рабочих дней. При этом комиссия по всем тарифным линейкам составляет по картам Уральского банка реконструкции и развития от одного процента, по картам других банков — от 1,6 процента. Клиенты могут приобрести терминалы у нашего банка и его партнеров, могут взять в аренду. От этого также будет зависеть тариф. При этом независимо от того, какой тариф выбирает наш клиент, мы оказываем ему круглосуточную техническую поддержку и обеспечиваем простой сервис для контроля и анализа финансов. Это бесплатный личный кабинет по эквайрингу в интернет-банке: в нем видны все платежи — поступления, комиссии, возвраты, если они случаются. Причем по всем установленным терминалам, даже если это целая сеть. Мы понимаем, что у нашего клиента должно быть все под контролем, и мы это ему предоставляем.
Часто меня клиенты спрашивают, обязательно ли открывать расчетный счет в нашем банке при подключении эквайринга. Нет, не обязательно. Но, как правило, большинство клиентов предпочитают комплексный подход, и мы им его обеспечиваем. Мы открываем выгодный расчетный счет, устанавливаем оборудование, подключаем его и учим, как с ним обращаться. Также важно сказать, что помимо обычного оборудования мы устанавливаем виртуальный терминал для интернет-эквайринга. Это более востребованная и популярная услуга у наших предпринимателей. Спрос на интернет-эквайринг возрастает, потому что увеличивается количество клиентов. Например, в 2019 году только в Челябинской области таких клиентов стало в два раза больше по сравнению с позапрошлым годом. Интернет-эквайринг — это защищенная интернет-страница, на которую, чтобы приобрести товар, покупатель заносит данные своей банковской карты, и с нее деньги переводятся на счет продавца. Можно также предоставить покупателям возможность оплачивать товары по ссылкам в соцсетях, мессенджерах либо по электронной почте.
— При нынешних условиях это, наверное, очень актуально?
— Сегодня в условиях повышенных рисков люди все больше и больше будут выбирать дистанционную оплату услуг, и интернет-эквайринг по факту сейчас для бизнеса — это способ не потерять клиента. В Уральском банке реконструкции и развития подключение интернет-эквайринга проводится также от трех рабочих дней, и нашим клиентам устанавливается фиксированная товарная уступка — это 1,9 процента от суммы покупки. При этом нет никаких штрафов либо дополнительных комиссий за нерентабельность. Если за месяц не было продаж, то платить комиссию банку не придется. На рынке это, на самом деле, одна из самых низких ставок.
— Вы перечислили много условий: подключения, процентные ставки. А каким образом бизнесу не потеряться во всем многообразии возможностей? Как разобраться?
— Мы для этого и работаем, чтобы помочь выбрать, что лучше всего подойдет нашему клиенту, под его конкретный бизнес, под его конкретные запросы. И в офисах Уральского банка реконструкции и развития наши сотрудники всегда готовы проконсультировать и предложить оптимальное решение вашего вопроса, подобрать нужный продукт для вашего бизнеса с учетом всех ваших особенностей.