Подписывайтесь
Людмила Панина: «Мошенники сосредоточили внимание на депозитных счетах»
Послушать

От телефонных мошенников, к сожалению, страдают и жители Челябинской области. О последних схемах киберпреступлений и о том, почему аферисты изменили модель поведения и как идентифицировать телефонного злоумышленника, ответственному редактору «Business FM Челябинск» Ивану Сухоносову рассказала начальник отдела платежных систем и расчетов Челябинского отделения Банка России Людмила Панина.

— Насколько глобальна проблема с телефонным мошенничеством?
— По данным Банка России, за 2019 и 2020 годы злоумышленники использовали телефонные звонки при воздействии на потенциальную жертву в 84% случаев. В 57% случаев мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банка или другой финансовой организации. Кроме того, Банк России отмечает, что с конца 2020 года участились случаи, когда мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов. Если же говорить в целом о статистике мошеннических операций, то надо отметить, что за 2020 год число инцидентов возросло на 88% в сравнении с 2019 годом. Количество несанкционированных операций возросло на 34%, а сумма несанкционированных списанных денежных средств увеличилась на 52% и достигла почти 9,8 миллиардов рублей. При этом интересно остановиться на средней сумме несанкционированной операции. По физическим лицам она составляет чуть более 11 тысяч рублей, по юридическим лицам — в районе 350 тысяч рублей.

— Какие есть наиболее распространенные схемы? Каким образом мошенники добиваются своих целей?
— Наиболее распространенной на сегодняшний день продолжает оставаться схема, когда на телефон поступает звонок якобы от службы безопасности банка. Дальше сценарий может развиваться по-разному. Либо говорят о том, что ваша банковская карта заблокирована, и предлагают для ее разблокировки сообщить конфиденциальные данные. Либо же могут сказать, что по вашему счету выявлена подозрительная операция, и для сохранения денежных средств необходимо предпринять меры по переводу денег на какой-либо безопасный счет. Для этого также требуют сказать секретную информацию, либо побуждают человека самому совершить какие-либо действия, в результате чего деньги переводятся мошенникам. Очень часто используется схема, когда предлагают компенсацию за ранее приобретенные БАДы, поучаствовать в лотерее, пройти опрос за определенное вознаграждение. Достаточно часто мошенники действуют от имени Центрального Банка. То есть, предлагают разместить средства или получить высокодоходный накопительный сертификат Банка России. При этом перевод денег необходимо осуществить через финансового представителя Банка России. И, конечно, когда человек делает перевод, то найти этого «представителя» уже не представляется возможным. Кроме того, мы видим активность мошенников по схеме, когда совершается якобы ошибочный перевод в адрес физического лица и потом в его адрес раздается звонок или приходит СМС с требованием возврата денежных средств.

— Какие есть новые схемы мошенничества?
— Новые схемы свидетельствуют об изменении модели поведения мошенников. Если раньше мошенники производили массовый обзвон, и, как правило, хищения денежных средств были незначительны, то сейчас они сосредотачивают свое внимание на точечном воздействии и на депозитных счетах. То есть, прорабатывают конкретного человека. В этом случае они получают сразу много и быстро. Сумма похищенных средств иногда достигает нескольких десятков миллионов рублей.

— По каким признакам можно определить, что звонит мошенник?
— Так как телефонное мошенничество наиболее активно используется при хищении денежных средств со счетов физических лиц и чтобы противостоять мошенникам, Банк России в начале текущего года сформулировал пять признаков, по которым можно определить, что вы разговариваете с мошенниками. Первое, на вас выходят неожиданно, то есть, в ваш адрес раздается звонок или может поступить СМС либо сообщение в мессенджере. Не важно, кем представляется этот незнакомец — сотрудником службы безопасности банка, правоохранительных органов, медицинского учреждения, даже вашим дальним родственником. Если на вас выходят неожиданно, значит от вас что-то нужно. Второй признак — речь всегда идет о деньгах. Третий — так как мошенникам необходимо получить доступ к вашему счету, они под любым предлогом пытаются заполучить у вас полную информацию по банковской карте, в том числе, конфиденциальную — срок действия карты, CVC и CVV коды, то есть код, который указывается на обороте банковской карты и используется для расчетов в интернете, пин-код, а также пароли и коды доступа из СМС сообщений, push-уведомлений. Также могут запросить логин и пароль от онлайн-кабинета. Четвертый признак — человека пытаются ввести в стрессовое состояние, то есть, могут напугать либо, наоборот, обрадовать. Когда говорят, что онлайн-банк взломан, то, действительно, в стрессовом состоянии человек готов пойти на все, чтобы предотвратить хищение денежных средств. Либо наоборот. Вам говорят, что вы совершенно неожиданно выиграли крупную сумму денег. И последний признак — оказывают давление. Не дают человеку подумать и говорят о том, что надо немедленно предпринять какие-то меры, потому что в противном случае время будет потеряно, и деньги будут похищены.

— Что нужно предпринять, если есть сомнения в том, мошенник звонит или нет?
— В любом случае, если возникают какие-то сомнения, мы рекомендуем не продолжать разговор со звонящим и сразу же обратиться в свою кредитную организацию. Далее нужно следовать рекомендациям сотрудников банка.

Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы