Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
92.61 +0.66 100.22 -0.15
Леонид Лапидус: «На международном рынке разработчики из России стали токсичными»
Послушать

На фоне зарубежных санкций и других ограничений российские IT-компании сократили экспортную выручку на 12-17%. Насколько это критично? И каким образом производители ПО пытаются выйти из этой ситуации? Об этом продюсеру радиостанции «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказал основатель компании Sole IT Леонид Лапидус.

— Российские IT-компании сократили экспортную выручку на 12-17%, примерно до 8,5 млрд долларов. С чем связано такое снижение?

— Я предполагаю, что снижение выручки связано, в первую очередь, с тем, что на международном рынке разработчики из России стали токсичными. Абсолютное большинство заказчиков, с которыми мы раньше вполне нормально сотрудничали, отказываются от активов, в которых явно виден российский след. Однако надо отметить, что они не сильно углубляются в эту тему. Международным заказчикам достаточно обычной перерегистрации компании в какой-то внешней юрисдикции. После этого они готовы работать. Это не всегда так, особенно если речь идет о критической инфраструктуре. Но если это какая-то прикладная область, то сотрудничество возможно.

— Какие страны сейчас все равно продолжают сотрудничать и покупают российское ПО? Куда сейчас ориентируется экспорт?

— Экспорт продолжается, и я бы даже сказал, наращивается. Это страны юго-восточной Азии, это Ближний Восток, и, наверное, отчасти страны Южной Америки.

— Как можно продвинуть российское ПО? Как наладить еще более тесный контакт с Азией?

— Дело в том, что само по себе продвижение ПО — это не одномоментный процесс. Это невозможно сделать по щелчку пальца. Для этого должны пройти определенные процессы. В первую очередь мы говорим о b2b-продажах, где очень длинные циклы согласований. Здесь значительное ускорение невозможно. Должны сначала наладиться каналы продвижения, презентаций. Возможно, это как раз то, что нужно сделать, то чем можно помочь.

— Почему происходит такое значительное снижение выручки? У нас ведь страна большая, и мы тоже переходим на российское ПО.

— Во-первых, нужно заметить, что российский внутренний рынок очень маленький. Если мы будем сравнивать его, например, с рынком Китая или Индии, это будут несопоставимые цифры. В Китае и в Индии IT-компании могут себе позволить работать исключительно на внутренний рынок и при этом не испытывать вообще никаких проблем. Условные миллиард-полтора миллиарда потенциальных пользователей, — это вполне достаточно. В России живут всего 150 миллионов человек. И это не так много, тем более, покупательская способность населения не очень высокая.

— Хотя сейчас такой грандиозный спрос на IT-продукты.

— Спрос есть. Но, например, все большие промышленные компании уже давным-давно обзавелись нужными компонентами и софтом. У них уже все есть. Это, как правило, либо западные разработки, либо какие-то очень специфичные наши. Переходить на что-то новое — это очень дорого. Сейчас в ситуации экономического спада российские компании не готовы вкладывать деньги в информационную инфраструктуру.

— Российские власти неоднократно заверяли, что будут помогать нашим компаниям налаживать связи в дружественных регионах, например, с помощью «цифровых атташе». Это специалисты, которые будут выступать лоббистами российских IT-решений на экспортных рынках. Эта инициатива работает сейчас?

— Честно говоря, я не знаю, насколько сейчас это реализовано. Рынок софта работает по-другому. Там другие принципы продаж и переговоров.

— Например?

— Бессмысленно продвигать что-то на уровне этого «цифрового атташе». Рынок ПО специфичен. Когда компания-заказчик хочет развернуть некую систему, у нее должны быть определенные гарантии качества, гарантии о невмешательстве в другие системы, гарантии информационной безопасности и стабильной работы. Некий «атташе» не может дать этих гарантий. Гарантией является репутация разработчика и его опыт. Например, заказчик будет готов внедрять ПО, если оно уже хорошо зарекомендовало в другой компании.

«Цифровой атташе» — это человек, который, наверное, должен познакомить потенциальных заказчиков с нашими возможностями. Окончательное решение будет приниматься не вместе с этим «атташе», а совсем по другим принципам. Думаю, это инструмент, скорее, дополняющий. Он может сыграть роль на самом начальном этапе.

— Поделитесь прогнозами на этот год, что будет происходить на экспортном рынке ПО? Можно ли вообще что-то предсказать сейчас?

— Мне кажется, что-то предсказывать в текущей ситуации практически невозможно. Я в силу своего оптимизма скажу, что нам удастся частично отыграть позиции за счет юго-восточной Азии и Южной Америки. Но, мне кажется, что падение на рынках Европы и США продолжится. Здесь надо отметить, что это справедливо для экспорта именно из России. Российское ПО и российские программисты продолжат пользоваться спросом. Но это сотрудничество будет идти в обход экономической системы России.

Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE