На днях в профессиональном сообществе бурно обсуждали очередные поправки в Налоговый кодекс. Нет, самим фактом поправок в этот вечно изменчивый «талмуд» уже никого не удивишь. Бурные дебаты вызвал законопроект о внесении изменений в ст. 87. Маленький такой законопроектик, уместившийся всего на одной стороне листочка формата А4.
Все уже давно выучили — налоговых проверок бывает два вида: камеральная и выездная. Камеральная в общем, так себе, не особо страшно, просто денег могут не вернуть. Выездная уже серьёзно, «недетская» проверка на прочность предприятия и устойчивость нервной системы директора с главбухом. И тут вдруг-получите. «Камеральная (выездная) налоговая проверка может проводиться с участием налогового органа (компетентного органа в области налогового контроля) иностранного государства по запросу указанного органа….»
Приехали. То есть получается, иностранные товарищи вправе будут проверять наши фирмы? И что они в таком случае будут там искать? Каким законодательством руководствоваться? Какова вообще допустимая степень вмешательства «варягов» в нашу хозяйственную деятельность- будут ли они вправе запрашивать дополнительную информацию, проводить выемки, допросы, проверки?
Законопроект не дает ответов ни на один из возникающих у любого здравомыслящего налогоплательщика вопросов.
Слышала доводы о том, что действующие международные соглашения обязывают к подобному. Да, но речь идет об обмене информацией, а не о допуске неизвестно кого, в неизвестно каком порядке внутрь российской экономики.
Сами формулировки статьи ничего не проясняют. Лишь дают ссылки на «соответствующие» документы и «регламенты-положения». Такое положение вещей может служить хорошей почвой для злоупотреблений и коррупции.
В пояснительной записке к законопроекту — всего лишь какие-то невнятные доводы про «повышение наполняемости бюджета». Однако на ум сразу приходят «представительские расходы», «организация проживания иностранных гостей».
Экономику процесса кто-нибудь считать пробовал? Не получится ли так, что организация этого мероприятия окажется в разы дороже, чем полученные эфемерные «доходы бюджета»? Было ведь однажды такое — «контроль за расходами». Овчинка получилась дешевле выделки, отменили.
Одним словом, инициатива вызвала лёгкое, мягко сказать недоумение. На ум параллельно пришла старая русская поговорка про огород и неких представителей млекопитающих, туда запущенных.
Никто не спорит — налоги надо платить, с криминалом надо бороться. Но не ценой безумных затрат и отречения от экономического суверенитета. Никому в голову не придёт пустить в свою бухгалтерию финансиста из конкурирующей фирмы, пусть даже в целях поимки подворовывающего менеджера.
Остается слабая надежда на то, что законопроект ещё не принят. Хватит ли здравомыслия у наших парламентариев не пропустить такую бомбу замедленного действия?