Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
90.34 -0.82 98.2 -0.74
Анастасия Кузьминова: «Ройте норы и окопы»
Послушать

Пандемийный год внес корректировки и в стратегии бизнеса, и в поведение людей. Свое видение трендов 2020-го и моделей развития экономики Челябинской области в 2021-м директор аналитического агентства «Соинвест» Анастасия Кузьминова обсудила с ответственным редактором «Business FM Челябинск» Иваном Сухоносовым.

— Какие тренды были актуальны в 2020 году?
— Первый — тренд централизации ресурсов. Эта централизация ускоряется, охватывает все сферы — государственную и частную. В любой из этих сфер мы можем найти массу примеров того, как большие и сильные поглощают маленьких и более слабых в административной системе и в бизнесе. Второй тренд — это повсеместное проникновение цифровых технологий. Формирование информационных монстров в России. Это «Сбер», «Яндекс», Ozon. В мире то же самое происходит — это AliExpress, Amazon, Google, Facebook. И те, кто не встроился в эти «пищевые» цепочки цифрового нового мира, потихонечку ослабевают и выдыхаются.

— В своем тексте по итогам 2020 года, который вы размещали в Facebook, вы писали про колонизацию провинции. Каким образом происходит этот процесс?
— Давайте, посмотрим на примере медицины в условиях пандемии. В большинстве регионов испытывают острый дефицит медицинских кадров. Это системная проблема, которая не только в нашем регионе, она много где существует. И в условиях, когда возник больший спрос на медицину в связи с пандемией, Москва забрала всех, кого ей не хватало. Москва на сегодняшний день не имеет дефицита медицинских кадров. По крайне мере такого острого, каким он стал в регионах. Потому что Москва имеет возможность предложить более привлекательные условия.

— В бизнесе такая же ситуация?
— Конечно. Допустим, бизнес-модель «Красное и Белое» успешная, компания стала федеральным брендом. И регион стал родиной такой успешной бизнес-модели.

— Что еще из важного вы бы выделили? Тренды, которые наметились в 2020 году.
— Мне интересно и грустно наблюдать за тем, как государство тратит свои деньги в рамках системы конкурсных процедур, государственных закупок, как в принципе распределяются бюджетные средства. Это ситуация, которая имеет с точки зрения здравого смысла какой-то предел. Этот предел все никак не наступит. Сейчас я вижу, насколько трудно с действительной пользой для общества потратить бюджетные средства, соблюдая все от начала до конца те процедуры, которые для чиновников законодательно закреплены. Мотивация на общественную пользу здесь уходит на второй план, а первоначальной мотивацией для распорядителя бюджетных средств становится просто соблюдение закона и невыход за пределы личной безопасности, потому что наказание становится неотвратимым даже в отсутствии злых намерений. Поэтому с этим трендом должно что-то в какой-то момент произойти. 

Если говорить про людей, мы по-другому относимся к тому, как тратить деньги. Достаточно длительное время исторически правильная стратегия траты денег заключалась в том, чтобы купить что-то добротное, то, чем ты будешь долго пользоваться, то, что не сломается быстро. Люди хотели купить то, что достаточно качественное, что тебе хорошо подошло уже. Но сейчас ситуация меняется, потому что количество ресурсов меньше, и скорость перемен выше, потому что непонятно, будешь ли ты, к примеру, холодильником пользоваться в этом месте, в этом городе 20 лет. Или, может, ты через два года окажешься в другом месте, и этот холодильник просто бросишь. Поэтому долгосрочные траты на все добротное уходят на второй план, а предпочтение люди отдают тому, что выгодно прямо сейчас, выгодно в виде экономии в приобретении.

— Какие вы предлагаете варианты решения этих проблем?
— Если все мысли свести к одной, наверное, она звучала бы так: «Ройте норы и окопы». Если более подробно, то это касается всего, что создает для конкретных индивидов, для конкретных компаний максимальный запас прочности и маневренности на грядущие непростые времена. Необходимо диверсифицировать источники дохода. Мы увидели в 2020 году, что каждый человек может с высокой долей вероятности лишиться того, что кормило его долгие годы. Второй момент — все, что позволяет меньше денег отдавать на сторону, — это благо. То есть сады и огороды, которые мы еще помним с 90-х годов, — это еще и локальная генерация энергии, это кооперация в использовании каких-то нужных благ нам, шэринги различные, это коллективные закупки, которые уже в принципе как явление жизни сформировалось. Все это актуально, и этим нужно заниматься. 

Что касается инвестиций свободных средств: очень много разговоров про то, стоит ли вкладывать в недвижимость, стоит ли вкладываться в валюту, а стоит ли вкладывать в еще что-то такое, что не является вашей жизненной потребностью и сферой профессиональной деятельности. Беспроигрышным вариантом для вложения денег сейчас является то, что нужно лично вам. Это ваше здоровье, развитие ваших детей, ваша безопасность, новые источники заработка, что позволят вам более стабильно жить в ближайшие годы, и производительность труда, чтобы больше успевать. Что касается бизнес-стратегии — то, что бизнес всегда не любил — это «сушить» самого себя. Нужно выбрасывать все лишнее. В бизнесе очень много страсти, очень много увлечения. Бизнесменам, предпринимателям нравится заниматься своим делом. Поэтому продукт обрастает этими эмоциями, компания обрастает эмоционально принятыми решениями, которые удовлетворяют потребности создателя. Сейчас пришло время расставаться с этим всем для того, чтобы цена товаров была приятна для покупателя и позволяла еще заработать. Все второстепенные функции, все свойства продукта, которые не несут потребителю конечной ценности, — все это подлежит изъятию, резекции, как говорят врачи.

Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE

В эфире ОТВ