Причина — сокращение числа рекламных конструкций в центре и на гостевых маршрутах. Обратной стороной этого процесса может стать рост нелегальной рекламы, однако на этот случай у властей заготовлено несколько рычагов действия, рассуждает руководитель рекламной компании «Азбука» Эдуард Трифонов.
Сейчас на рекламном рынке происходят серьезные изменения. Предложение по рекламным конструкциям сократилось?
Любую рыночную среду формирует два понятия: спрос и предложение. На сегодняшний день предложение по наружной рекламе достаточно велико. При этом спрос, в силу понятных причин сокращается. Есть очень хорошая фраза, что реклама — это зеркало бизнеса. В силу того, что идет постоянное снижение средств, которые бизнес выделяет на свое рекламирование, идет постоянное снижение поступлений в рекламные компании. Снижение заказов на размещение наружной рекламы приводит к тому, что постоянно снижаются цены на саму наружную рекламу. Мы уже подходим к тому пику, когда рыночная стоимость размещения наружной рекламы становится ниже реальной себестоимости объектов наружной рекламы. Предложение выше спроса. Но сейчас в Челябинске разрабатывают новую концепцию гостевых маршрутов, прорабатывается достаточно много вещей.
Город украшают, и могут исчезнуть какие-то рекламные конструкции?
Да, это один из факторов. Он сам по себе интересно звучит — чтобы сделать город красивее, видимо, необходимо убрать всю наружную рекламу с гостевых маршрутов. С одной стороны, это, может быть, и украсит город, он станет более просматриваемым, более технократичным, не будет там красивых девчонок, рекламирующих парфюмерию или что-то иное. На в этих рамках идет четкая тенденция к сокращению рекламных конструкций, что приведет к росту цен.
Какого сокращения рекламных площадей стоит ожидать и как изменится цена?
Само по себе количество не совсем четко отражает ситуацию. Гостевые маршруты — это самые продаваемые рекламные места. Это маршруты, по которым проходит максимальное количество людей, машин. Соответственно, любой клиент, который выбирает рекламное место, хочет именно такое место. Я думаю, рост цен будет минимум 30–40%. Потому что количество конструкций уменьшится.
Раз у нас будет уменьшение числа конструкций, раз у нас будет рост цены, наверное, будет рост и нелегального сегмента?
Незаконная реклама развивается из-за того, что у бизнеса, компаний, людей мало средств. Они ищут все способы рекламы, ведь без рекламы никак. Отсюда возникло очень много «заборно-столбовых» форматов, которые пытаются решать эти задачи. Естественно, они работают в своей ценовой нише, близко не приближаясь к официальным компаниям. Я бы хотел предупредить всех этих нелегалов о том, что сейчас готовятся серьезные рейды по «отлову» людей, которые клеят объявления. Есть большая вероятность того, что уже буквально в ближайшие месяцы начнет применяться административное штрафование напрямую по тем контактам, которые указаны в объявлении. И думаю, что в ближайшее время объем незаконной рекламы будет уменьшен.
Татьяна Шабурова