Главный редактор издания TATLIN и член жюри Archchel-2020 рассказал, почему участие в конкурсе – это подарок для архитекторов.

Молодые и опытные архитекторы смогут представить свое видение, как должны выглядеть набережная реки Миасс, аэропорт Челябинска и конгресс-холл. Лучшие концепции будут использованы в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС в 2020 году. В состав жюри вошли именитые специалисты, в том числе – глава издательства TATLIN в Екатеринбурге Эдуард Кубенский.


Эдуард, вы единственный член жюри, кто не является практикующим архитектором. Какова ваша роль в жюри конкурса Archchel2020?

Мы находимся в Екатеринбурге, хотя у нас есть офис и в Москве. Мы делаем книги, журналы по архитектуре, искусству и дизайну и входим в тройку лидеров на этом рынке. Журналы наши распространяются от Калининграда до Владивостока, подписчики у нас есть практически в любом крупном городе. Наверное, можно сказать, что мы одно из влиятельных СМИ в это области, существуем мы с 2001 года. Мы очень рады оказаться в таком замечательном проекте и в такой прекрасной компании. Привлечены мы для того, чтобы рекрутировать участников, в том числе архитекторов, в том числе российских и зарубежных, а так же регламентировать работу жюри.

На ваш взгляд, насколько Archchel2020 будет интересен для архитектурного сообщества?

Вы задаете вопрос уже с небольшой тенью сомнения, но я не сомневаюсь, что серьезные, "взрослые" архитекторы и архитектурные бюро, в том числе и западные, будут участвовать. На самом деле это такой "подарок" для практикующих архитекторов посоревноваться на уровне концепций. Ведь все прекрасно понимают: необязательно проект, который победит, один в один будет реализован. Проекты могут быть очень даже футуристические, но если взять практику архитектурных конкурсов 20 века, то, пожалуй, самые интересные проекты, которые в итоге влияли на архитектуру будущего, появлялись на уровне конкурсов. Челябинск выходит на "конкурсный" рынок с такими замечательными идеями, которые обсуждаются сегодня во всем мире. Нужно хотя бы попытаться на этих конкурсах представить, как могло бы выглядеть наше будущее. Для Челябинска это большой шанс, и даже если потом что-то пойдет не так, сам конкурс, его проведение - это шаг вперед.

Статусность конкурсу придает и состав жюри. Кого уже удалось привлечь?

Это президент союза московских архитекторов Шумаков Николай Иванович. У вас может возникнуть вопрос - почему московских архитекторов? Так вот союз возглавляет выходец из Челябинской области. Он является еще и автором ветки метро в Челябинске, он часто здесь бывает, и нам показалось, что это человек, который влиятелен в архитектурном мире и близок к этому городу. Главный архитектор Екатеринбурга Тимур Насырович Абдуллаев, который выступил в качестве консультанта в самом начале нашей работы, ему интересно развитие Челябинска. Немецкий архитектор Вернер Зобек. Он еще и является автором башни "Исеть" в Екатеринбурге, у него есть опыт работы в 70 странах мира, поэтому нам показалось, что его взгляд будет очень важен в работе жюри. Британский архитектор и художник Уильям Олсоп. Он так же имеет опыт работы в России, у него есть совместные проекты в Москве, с архитектурным бюро "Остоженка", он и в Екатеринбурге бывал. Мы его приглашали через Британское консульство на Урале, они содействуют такому визиту.

Эксперты говорят о том, что у международного конкурса будет много "подводных" или "параллельных" течений.

Есть идея на территории, где будет построен конгресс-холл, где сейчас заброшенная набережная, сделать ежегодный лэнд-арт фестиваль. Концепция - молодые архитекторы из определенного количества стройматериала, например, из трех-пяти кубов дерева, делают какие-то элементы ландшафта, скамейки, беседки. Вообще самая первая идея конкурса - вывести горожан к реке. Вы же не пользуетесь этой рекой совершенно. Вы знаете, что она где-то течет, но на нее выходят какие-то здания хозяйственными постройками и все. Если же мы вспоминаем Париж, нам хочется гулять по набережным Сены. Здесь нужно сделать так же, чтобы нам хотелось гулять по этим набережным.

Татьяна Шабурова