В России в 2022 году в число самых подорожавших товаров и услуг вошли йод, средства гигиены, спички и поездки за рубеж. Рост цен обусловлен удорожанием логистики и ажиотажным спросом в марте-апреле, сообщает РБК со ссылкой на данные Росстата. В то же время подешевели овощи из «борщевого набора».
Средняя цена на йод в декабре 2022 года выросла на 55,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. 10 мл раствора в декабре 2022 года в среднем стоили 42 рубля. Эксперты связывают это с тем, что, в основном, медикамент завозят из-за рубежа. И цены, соответственно, зависят от логистики. В 2021 году в России произвели около 7 тонн йода. А импорт был в 38 раз больше — 268 тонн.
Туры в Египет в декабре прошлого года выросли на 159,7% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (в среднем до 58,2 тыс. рублей). Стоимость поездки в Турцию подорожала на 118,6% (до 53,8 тыс. рублей), а в ОАЭ — на 73,6% (до 68 тыс. рублей).
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Дмитрия Горина, среди причин — связанное с санкциями ограничение международных направлений полетов из России и дефицит авиаперевозок.
В 2022 году произошел резкий скачок цен на предметы личной гигиены и бытовой химии. В декабре стоимость туалетного мыла и женских прокладок увеличилась на 40% к аналогичному месяцу 2021 года. Дезодоранты подорожали на 38,8%, шампуни — на 36,9%, гели для душа — на 34,9%, а краски для волос — на 34,1%, передает издание.
Цены выросли в начале марта из-за ажиотажного спроса и опасений дефицита товаров. К тому же производители популярных повседневных товаров приняли решение о сокращении присутствия, ассортимента и инвестиций в России (Procter & Gamble (средства для стирки Ariel и Tide, прокладки Always, Discreet и Naturella, тампоны Tampax) и Johnson & Johnson (O. B., Carefree), Henkel (средства для стирки Persil, «Пемос», Losk, «Ласка»). Компания Wella полностью прекратила поставки в Россию и производство в стране продукции.
В перечень наиболее подорожавших товаров также вошли спички (+50,8%), ксерокопирование документов (48,1%), туалетное мыло (44,2%), новые легковые иномарки (39,1%) и дезодоранты (38,8%).
По оценке Росстата, годовая инфляция в 2022 году составила 11,9%. Она оказалась ниже прогнозов начала года.
В свою очередь по итогам года эксперты зафиксировали снижение цен на овощи из «борщевого набора». Стоимость капусты белокочанной снизилась на 53%, картофеля — на 31%, свеклы — на 26%.
В прошлом году подешевели и строительные товары. Например, плиты древесностружечные (ДСП) упали в цене на 23%, доска обрезная — на 14%, а металлочерепица — на 13%.
Напомним, после взлета цен на средства гигиены продажи бюджетных гигиенических прокладок челябинского изготовителя под брендом Bibi в октябре выросли на 968% по сравнению с прошлым годом. Подробнее о том, кто еще из южноуральских предпринимателей оказался в плюсе из-за санкций, читайте в нашем материале.