Подписывайтесь
Челябинское УФАС проверяет производителей яиц из-за роста цен в магазинах

Ежегодно в преддверии праздников, как светских, так и православных, цены на яйца повышаются в среднем на 10%. Но этой весной аналитики зафиксировали удорожание продукта задолго до наступления Пасхи. По данным Росстата, уже в марте яйца стоили 81 рубль, что на треть выше прошлогодних цен. За неделю апреля стоимость яиц выросла еще на 1,5%. В несетевой рознице жителю Челябинской области одна упаковка в первой половине этого месяца обходилась в 88 рублей.

«Это на 26% больше, чем в апреле прошлого года, и на 5% больше, чем в марте этого года. В среднем по России десяток яиц в первой половине апреля стоил 93 рубля, то есть цена существенно выше, чем в Челябинской области. За год яйца подорожали аж на 37%. По сравнению с мартом, цены на яйца выросли в целом по России на 5%, также как в Челябинской области. Самая высокая цена на десяток яиц в апреле зафиксирована в Московской области — 109 рублей, в Москве и Приморском крае — 108 рублей, в ЯНАО — 105 рублей, в Якутии — 104 рубля», — рассказала пиар-директор компании по обслуживанию онлайн-касс «Эвотор» Людмила Игнатьева.
Вероятно, после празднования Пасхи цены на куриные яйца в России стабилизируются. Возможно, даже снизятся, если удастся достигнуть баланса спроса и предложения на данную категорию товаров, прогнозируют эксперты.

О необходимости использования рыночных механизмов регулирования цен на продукты в ходе послания Федеральному собранию заявил президент России Владимир Путин. Глава государства подчеркнул, что никто не собирается устанавливать директивы на ценники в магазинах, задача правительства — сформировать долговременные отношения, чтобы гарантировать «предсказуемость цен и качественное насыщение внутреннего рынка».

Пока же избытка яиц на российском рынке не наблюдается. Производители, наоборот, снижают объем предложения яиц, и тому есть несколько причин.

«Ситуация вокруг куриного яйца и куриного мяса понятна. Традиционно под Пасху спрос на яйцо увеличивается, соответственно, стоимость этой продукции растет. На куриное мясо цена растет с начала года, это связано с птичьим гриппом (птицефабрики закрываются на карантин или уничтожают заболевших птиц, — прим. ред.), с меньшим предложением со стороны производителя. Стоимость затрат на производство, стоимость фуражного зерна выросла. Подорожало яйцо, из которого появляется курица. А это импортная продукция, соответственно, цены также выросли. Вопрос же всегда заключается в том, каким образом регулировать эту ситуацию. Сейчас это происходит фактически в ручном режиме, есть попытки государства договориться с производителями продукции. Здесь должен быть комплекс понятных мер по участию государства в цепочке ценообразования», — комментирует председатель Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
Отметим, что челябинская антимонопольная служба объявила о проверке производителей яиц по поручению Центрального аппарата ФАС России. Первые результаты мониторинга цен станут известны не раньше следующего месяца, а говорить о нарушениях пока рано.

«По окончании проверок мы уже сможем сообщить о результатах. Также можем отметить особенность данного рынка — цикличность. Летом наблюдается так называемая ценовая яма, когда спрос на куриное яйцо резко падает, и яйца не такой востребованный товар. Затем происходит изменение цен, наблюдается некоторое увеличение в периоды повышенного спроса, когда производители в это время компенсируют себе те моменты, когда они работали практически с нулевой рентабельностью. Но при этом антимонопольный орган всегда пристально смотрит за этим рынком, изучает, есть ли признаки нарушения антимопольного законодательства», — отметила пресс-секретарь Челябинского УФАС Наталья Мартынюк.
Самыми частыми нарушениями антимонопольного законодательства считаются сговор производителей о повышении цен на продукты и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Первые проверки специалисты УФАС проведут на птицефабриках «Челябинская» и «Чебаркульская птица».

По данным участников рынка, на повышение стоимости яиц влияет несколько факторов — в частности, подорожание кормов и упаковки (особенно гофротары). Кроме того, нередки случаи закрытия птицефабрик на карантин из-за птичьего гриппа. В итоге на рынке возникает дефицит продукции. Также отмечается, что Пасха в последние годы не вызывала повышенного спроса на яйца. К Новому году, наоборот, граждане по-прежнему покупают большое количество этой продукции.

Фото: pixabay.com
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы