Пациенты забрасывают медиков необоснованными жалобами.
За последнее время значительно увеличилось количество граждан, которые недовольны оказанными им медицинскими услугами. Причем далеко не всегда у жалобы есть основания. Например, врачи из частных клиник рассказывают о случаях, когда пациент соглашается на платную операцию, заранее зная, что будет судиться с больницей, чтобы не платить деньги. Также много необоснованных претензий к муниципальным медучреждениям.
«Когда пациенты не выполняют рекомендации врача, это ведет к увеличению работы государственной машины. Мы отрабатываем и отрабатываем жалобы. У нас за 2015 год было жалоб на 30% больше, чем годом ранее. Это нехорошая тенденция. Я все-таки считаю, что в нашем законодательстве не хватает понятия „ответственность пациента“ за исполнение рекомендаций врача. Да, бывают жалобы обоснованные. Действительно есть некоторые дефекты в работе медорганизаций. Работа с жалобами налажена, и дефекты устраняются», — говорит и.о. руководителя территориального органа Росздравнадзора по Челябинской области Надежда Жакова.
У врачей есть только один способ защитить себя от «потребительского экстремизма» — тщательно заполнять все документы. Причем от «головной боли» такая ответственность спасет не только врачей, но и пациентов, которые оказались втянуты в разборки по собственной неосмотрительности.
«С пациентом подписывается договор на оказание услуг, подписываются информированные согласия, пациенту задают вопрос, понял он или не понял, даются отчетные документы. Именно наличие этих документов в дальнейшем дает оценку правомерности или неправомерности той или иной жалобы. Но пациенты все равно оказываются втянуты в тяжбы. Это та волна специалистов по защите прав потребителей, которые расклеивают объявления на столбах, говоря о том, что не будут брать деньги сразу, а возьмут с выигранного дела. Часто в дальнейшем пациенты сами жалеют. Для них это нервы, им приходится показывать свои документы, приходится участвовать в судах, рассказывать незнакомым людям, что с ними произошло, показывать свои анализы, тратить деньги», — отмечает исполнительный директор саморегулируемой организации «МЕДСОЮЗ» Ольга Князева:
Добавим, в больницах говорят, что предпочитают договариваться с пациентами и не доводить споры до суда. Там свои интересы врачам отстаивать сложнее, поскольку жалобы пациентов составлены грамотными специалистами, а своей хорошей юридической службы у медиков, как правило, нет.