Послушать
В восьми банках Лариса Кузнецова получила отказ по ипотеке без объяснения причин, и лишь в девятом ей рассказали, что деньги не дают из-за кредита в 450 тысяч. Чтобы разобраться в ситуации женщина обратилась в Сбербанк. Там объяснили, что кредитный договор начал действовать с момента подписания. Тогда же со счета списали страховую сумму - 49 тысяч рублей. Кроме того, на момент обращения в банк уже прошло два месяца, а это значит, что сняли и два ежемесячных платежа по 15 тысяч. В итоге у Кузнецовой оказался долг 80 тысяч за кредит, которым она не воспользовалась. Женщина досрочно погасила оставшуюся сумму, а 80 тысяч ей разрешили выплатить в течение 4 лет, но с процентами. Так долг вырос до 127 тысяч. Кузнецова выплачивала деньги в течение полугода. Затем она потеряла работу и выплаты стали нерегулярными. Сбербанк подал на челябинку в суд, который обязал ее выплатить единовременно еще 80 тысяч. Сама Кузнецова узнала об этом после того, как с новой зарплатной карты списали средства. Решение удалось отменить, поскольку извещений от банка не было и суд прошел заочно. Дальше последовало двухгодичное затишье:
«В октябре 2017 года мне с фирмой нужно было выехать за границу. Естественно, чтобы у меня не было проблем с выездом, я узнавала в Сбербанке по горячей линии, в Сбербанк обращалась в отделение районное - кредит у меня закрыт или не закрыт, потому что был суд, решение отменили. Мне сказали, что у меня никаких обязательств по этому кредиту нет. Я съездила за границу, приехала, ну, раз нет, и все успокоилось, и не платила еще два года. А в декабре прошлого года Сбербанк опять возобновил производство по этому кредиту, подал на меня в суд, разбирательство шло до апреля 2019 года. И судья вынес решение, что я должна выплатить Сбербанку 92 тысячи. До этого, в общей сложности, я заплатила 40 тысяч за то, что я не воспользовалась кредитом, вообще не сняла ни копейки со своего счета, и еще я должна 90 тысяч заплатить», – рассказывает Лариса Кузнецова.
В Сбербанке пояснили: компания ничего не забыла и не простила. Все дело в том, что кредитная организация первоначально пошла по более простому пути взыскания долгов - через институт мировых судей. Но раз клиент отменил их решение, дело пошло через суд общей юрисдикции. По словам замуправляющего челябинского отделения Сбербанка Натальи Карповой, обычно все должники винят в своих проблемах консультантов, которые якобы ничего не объяснили при оформлении кредита. Но в действительности такого не может быть.
«Все сотрудники банка проходят обучение. У нас есть определенные скрипты, стандарты, которые обязаны рассказывать сотрудники в момент выдачи кредита, чтобы не оставалось никаких вопросов. Если какие-то вопросы остаются неразъясненными, то клиент имеет право обратиться к вышестоящему руководителю. Вы задаете вопрос - А могло такое случиться? Я могу задать встречный вопрос - А я могу оценить было ли понято клиентом все то, что было рассказано, когда такие выводы - я ничего не брала, с меня все списалось?! Но, простите, когда подписываешь страховой полис разве не понимаешь, что это что-то стоит, и у него есть плата, и не задаешься вопросом, а как она будет списана? Когда пришло время получить выплату от страховой компании, потому что уволилась с работы, то у клиента хватило достаточно знаний для того, чтобы ей воспользоваться»,– говорит Наталья Карпова.
На руках судебных приставов сотни исполнительных листов подобного рода, говорит правозащитник Вячеслав Курилин. И есть только один способ избежать лишних трат - это внимательное чтение документов.
«Проблема большая связана с тем, что люди не читают документы. Совсем. Спрашивают, где подписать, подписали, а потом, спустя какое-то время, это связано с тем, что другие суммы с них требуют, либо какие-то дополнительные суммы, человек начинает читать и видит информацию. Соглашусь и с тем, что порой сотрудники кредитных организаций намеренно не договаривают информацию. Исходя из тех обращений, которые идут, можно сделать такой вывод, что именно розничные банки, которые ориентированы на розницу, там действительно жалобы эти присутствуют. В крупных банках, как правило, имеет место недопонимание. Крупные банки, на самом деле, не ориентированы на обман, вот такой вот прямой обман»,– отмечает Вячеслав Курилин.
Однако от ненужных страховок внимательное чтение документов может и не спасти. Некоторые банки оформляют страховки так, словно этого пожелали сами клиенты. Другие просто устно сообщают, что без страхования проценты по кредиту будут выше. В этом случае в течение двух недель от навязанной услуги можно отказаться без объяснения причин, просто написав заявление в страховую компанию. Добавлю, во время подготовки материала в Сбербанке сообщили, что готовы пойти навстречу Ларисе Кузнецовой и предложить разумную рассрочку, исходя из ее платежеспособности. Уже сегодня стороны обсудят этот вариант.
Фото: gasprombank.ru