Подписывайтесь
/ 30 лет ашинской трагедии. Воспоминания очевидцев и современников, факты и последствия
Послушать

4 июня 1989 года из-за разгерметизации газопровода «Западная Сибирь» горючий газ собрался в низине недалеко от станции Аша на границе Челябинской области и Башкирии. Около часа ночи по местному времени, когда по низине проходили два встречных пассажирских поезда Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск, газ взорвался. Семь вагонов уничтожило сразу, 11 сошли с рельсов, ещё 27 обгорели. На месте было обнаружено 258 тел. В Аше, которая находится в 12 километрах от места трагедии, решили, что началась война и взорвалась атомная бомба – зарево осветило весь город, а волна выбила витрины и окна во многих домах. Первые спасатели, прибывшие на место трагедии, увидели выжженный лес, горящие вагоны и искорёженные рельсы.

«Горел поезд из Адлера в Новосибирск, нам удалось успеть эвакуировать людей из первого вагона. Практически все люди остались невредимыми. Поезд остался на рельсах, единственное, что потом он выходил из эпицентра взрыва, его накрыло огнем и он загорелся. А тот поезд, который шел маршрутом 211-м – Новосибирск – Адлер, где были наши земляки, это было свыше 200 человек, там было очень много детей, практически ни один вагон не остался на рельсах. Они все были отброшены взрывной волной, лежали под откосом, какие-то вдоль железнодорожного полотна. Высокая температура загибала рельсы. Это просто было страшно, бежали люди в лес, потому что бежать было больше некуда. И спасатели пошли прочесывать лес, потому что там люди стонали, они все были с ожогами, с травмами, и выводили – за поворотом была техника, скорая помощь, грузовые машины», – рассказал заместитель главы Аши Николай Канышев.
Выживших с сильными ожогами доставляли в больницы Аши, Уфы и Челябинска. На трагедию откликнулись медики всей России и других стран. Больницы Северной Ирландии, Великобритании, Армении прислали бесценное на тот момент оборудование и медикаменты, но главное – своих специалистов. Они помогли уральским врачам, многие из которых к тому моменту не спали по трое-четверо суток.

«У нас поступило больше 160 человек, этого никто не ожидал, мы знали, конечно, что будет массовое поступление, но, чтобы в таком объеме никто даже не мог подумать, и что будут настолько тяжелые пациенты. Практически все больные были с ожогами дыхательных путей. Очень много детей были с повреждением кожи, к которых под кожным покровом было стекло, потому что был взрыв. Все это хрустело, кровило. Достаточно страшно, когда поступают маленькие дети, обожжённые, умирающие, такие же взрослые, которые кричат, это не так легко», – вспоминает хирург Максим Новиков.
Теперь 1710-й километр Транссибирской магистрали стал мемориалом для родственников погибших. В Челябинске, чтобы почтить память людей, приходят на Градское кладбище. Там похоронено 54 ученика 107-й школы, ехавших в одном из поездов. Артем Шипулин, у которого погибло девять одноклассников, чудом остался жив. Из-за тройки мама не отпустила его в трудовой лагерь на юг. 

«Когда узнали, что катастрофа, родителей в первую очередь отправляли туда на место, мы с классом только, с классным руководителем через неделю поехали на место с группой одноклассников. Трудно передать все словами, частичка тебя, ты с ребятами с детства учился, занимался, большую часть находился с ними, чем с родителями, потому что спортивная школа. Как и многие здесь ребята занимались спортом. И в мгновение этого не стало, это очень тяжело», – говорит Шипулин.
Виновными в трагедии, где по разным оценкам погибло от 575 до 645 человек, признали рабочих, которые эксплуатировали газопровод. Судебное разбирательство длилось шесть лет. Обвинение предъявили девяти должностным лицам. Двое получили амнистию. Остальные – пять лет лишения свободы.

Фото: asha-forum.ru
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы