Продолжаем провожать 2022-й. Сегодня вспомним события, которые вызвали разочарование. Из-за них мы не будем сожалеть, что год остался в прошлом. В тексте — о переделе дорожного рынка, который никто не заметил, банкротстве организации, которая должна была отвечать за развитие региона, проблемах металлургов и уходе иностранных компаний.
Передел дорожного рынка
В 2022 году рынок дорожных госконтрактов лихорадило. Крупнейший подрядчик — «Южуралмост» — подал заявление о ликвидации. Ликвидатором назначен Георгий Васильев. В 2014 году он же руководил закрытием дорожного МУПа Челябинска — ДРСУ. За все время работы на рынке госзаказа «Южуралмост» получил 90 контрактов на ремонт дорог на общую сумму 40 млрд рублей.
У челябинской компании «Урал-сервис-групп», занимающейся строительством и ремонтом дорог, сменился владелец. Московская «Ойкумена» вышла из числа собственников. Теперь фирма принадлежит убыточной симферопольской организации «Антей-Сервис». Ей владеет Раиса Мохова, в собственности которой также челябинское интернет-издание. Считается, что компания «Урал-сервис-групп» связана с известной в Челябинской области семьей предпринимателей Вильшенко. Их относят к владельцам двух в прошлом крупнейших дорожно-строительных компаний региона — «Южуралавтобана», а потом и «Южуралмоста».
Арбитражный суд Челябинской области признал банкротом АО «Уралавтодор». Конкурсное производство в отношении должника открыто на 6 месяцев. Крупнейший кредитор дорожного подрядчика — банк ВТБ, его требования превышают 371 млн рублей.
АО «Уралавтодор» — одно из крупнейших дорожных предприятий Челябинской области. У компании есть филиал в Кургане. С 2019 года фирма выиграла 41 аукцион на общую сумму 12 млрд рублей. Среди крупных госзаказов последних лет — ремонт трассы М-5 в 2018 году, содержание М-5 до 2023 года, ремонт трассы «Иртыш» в Курганской области.
Банкротство АИРа
Арбитражный суд Челябинской области удовлетворил ходатайство временного конкурсного управляющего регионального Агентства инвестиционного развития Алексея Пивоварова о признании некоммерческой организации банкротом. Она сама обращалась в суд. Сумма ее задолженности составляла 389 млн рублей.
Конкурсный управляющий банкротящегося Агентства инвестиционного развития Челябинской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными сделок на 1 млрд рублей.
Банкротство ММЗ
Арбитражный суд Челябинской области в июле признал банкротом Миасский машиностроительный завод (входит в состав оборонно-промышленного комплекса АО «ГРЦ Макеева», принадлежит Роскосмосу). На предприятии открыли конкурсное производство. Общая задолженность завода превышает 2,4 млрд рублей.
Кризис в Бакале
На градообразующем предприятии Бакала кризисная ситуация. С сентября там 300 человек работают в режиме неполной занятости. Сотни заводчан еще не получили зарплату за ноябрь. Очередной кризис в БРУ начался из-за снижения спроса на железорудное сырье. Цена на него упала, а на запчасти и расходные материалы — серьезно выросла.
Состоялось совещание по решению социальных и финансовых проблем в Бакальском рудоуправлении (БРУ). В нем приняли участие представители областного Минпрома, руководства БРУ, профсоюза рабочих. Достигнуты договоренности о взаимодействии БРУ с областным Минпромом: ведомство окажет содействие в поиске потребителей производимой продукции. Стороны договорились о продолжении взаимодействия по улучшению ситуации на предприятии.
Проблемы металлургов
Акцизы, введенные в 2021 году для изъятия сверхприбыли у металлургов, потеряли свою актуальность. В условиях падения доходов предприятий из-за снижения экспортных поставок, они обернулись риском приостановки работы печей и массовых сокращений. За отмену акциза на жидкую сталь выступил губернатор Челябинской области Алексей Текслер. В итоге правительство РФ решило повысить минимальную планку по акцизу, чтобы таким образом снизить налоговую нагрузку на металлургическую отрасль.
Два промпредприятия Челябинской области — Златоустовский металлургический завод и автомобильный завод «Урал» (Миасс) — вошли в список российских компаний, освобожденных от уплаты акциза на жидкую сталь.
Крупнейшие металлурги таких преференций не получили. При этом год у них выдался непростым. Председатель совета директоров ММК Виктор Рашников на заседании СПП в июне сообщил, что рентабельность предприятия снизилась с 25% в 2021 году до 1,6% летом 2022-го.
Акцизы добрались до газировки
У челябинских производителей газированных напитков серьезные проблемы. В этом году из-за роста цен на сырье себестоимость продукции взлетела на 40%. А продажи упали на 15%. В 2023 году отрасль ожидает еще один удар — акцизы на сладкую газировку. В итоге продукция в магазинах может подорожать на 20-40%, рассказали участники рынка корреспонденту Bfm74.ru.
Из-за снижения рентабельности предприятия планируют сокращать инвестиции в производство и переходят в режим жесткой экономии.
Парковки не монетизируются
Планировавшийся на ноябрь запуск платных парковок в Челябинске перенесен на другой срок. От проекта администрация города не отказывается, однако в него нужно внести корректировки. Решается вопрос финансирования. Инвестор до сих пор не найден.
Тестовая эксплуатация оборудования уже состоялась. В отчете подтверждается эффективность работы устройств. Сообщалось, что для повышения рентабельности проекта планируется увеличить количество парковочных мест.
«АСКО-страхование» превратилось в агента
В марте в компании «АСКО-Страхование» прекратила работу временная администрация. Внешнее управление вводилось после того, как у организации отозвали лицензии на добровольное личное и имущественное страхование и по ОСАГО. Произошло это в начале декабря 2021 года.
Временная администрация, состоявшая из специалистов Агентства по страхованию вкладов, изучила работу компании и сообщила о том, что у «АСКО-Страхования» не обнаружено признаков банкротства. Также в отчете было сказано, что у фирмы достаточно средств для погашения обязательств — объем имеющихся денег оценивался в 288,7 млн рублей.
Согласно информации самой компании «АСКО-Страхование», она теперь может сохранить юридическое лицо и продолжить работу, но в другом статусе. В частности, как партнер других страховых компаний — т. е. как агент по заключению договоров страхования и предоставления выплат по страховым случаям. Так завершилась история одного из крупнейших страховых агентств страны, которое появилось в Челябинске.