Подписывайтесь
/ Машиностроительный бизнес говорит о тяжелом положении отрасли и ограничениях в господдержке
Послушать

В редакции «Аргументов и фактов» на пресс-конференции, посвященной машиностроению, некоторые промышленники заявили, что развиваются сами, не надеясь на господдержку.

«Главное — это налоги. Сначала мы платим миллионы рублей в виде налогов, а потом несколько сотен нам возвращаются в качестве господдержки. На обслуживание господдержки уходят огромные людские ресурсы. У меня есть несколько человек, которые занимаются именно общением с государством. Ну и средства господдержки очень тоже своеобразные и не всегда действительно помогают. Введение утилизационного сбора — по замыслу, это благо, защита рынка — конкретно в моей области малого тракторостроения это привело к созданию огромной серой зоны. Мини-тракторы из Китая завозятся только неофициально, утилизационный сбор никто не платит, порядка навести не могут, то есть никакой защиты российского производителя это не дало», — рассказал директор компании «Трактор» Владимир Андрющенко.
Руководитель компании добавил, что после того, как предприятие пошло по проправительственному пути импортозамещения, производительность труда упала в четыре раза, а численность работников, наоборот, выросла. Кроме того, не стало оборотных денег, пришлось брать кредиты. Сейчас в «Тракторе» наблюдается небольшой рост производства: плюс 7 процентов по сравнению с прошлым годом.

В «Производственной компании „Прайд“» заявили, что вовсе отказались от кредитов, поскольку большие дешевые займы больше интересны крупным предприятиям с хорошей капитализацией, а не малому бизнесу. И в целом качество региональных мер поддержки оставляет желать лучшего.

«Поддержка нужна. Поддержка визуально оказывается, но сколько я сталкиваюсь, все сводится к тому, что вот вам дешевый кредит. К счастью, мы на кредит, мягко говоря, забили и решили, что нам это не нужно, и работаем исключительно на собственные средства. Да, это тормозит развитие, но это позволяет не опасаться возможных последствий кредитования. И вот вам некая экспортная поддержка. В нашем случае, мы часто посещаем выставки, которые проводятся экспортным центром Челябинской области, но, извините меня, машиностроитель должен показывать свой продукт, а не стоять на закутке в два квадратных метра и демонстрировать на телевизоре, что он из себя представляет. К сожалению, за два года мы не нашли поддержки такой, потому что это большие логистические затраты. То есть, условно мы выставляемся на стенде области, но основную часть затрат несем на то, чтобы самостоятельно выкупить место на той же выставке, привезти туда оборудование», — прокомментировал директор Дмитрий Нестеров.
В более крупных предприятиях отмечают улучшение ситуации. Так, по словам генерального директора «Челябинского радиозавода „Полет“» Александра Нестерова, основной точкой роста завода стали нацпроекты. Предприятие получило контракты по модернизации аэродромной инфраструктуры вместе с Росавиацией и госкорпорацией по организации воздушного движения. Однако в целом в России сложилась такая экономическая модель, которая по сути удушает машиностроительные предприятия.

«Прежде всего, вредит налоговая нагрузка. Еще, конечно, низкая монетизация экономики. На сегодняшний момент в РФ не более 50 процентов денег по отношению к продуктам и услугам, которые производятся, норма же — 115–120 процентов. Мы все прекрасно понимаем, для того, чтобы продукт получить, нужно сначала что-то вложить. Это заградительные, фактически, кредитные ставки в 9–10 процентов. Но кто может позволить себе такие ставки?!», — пояснил Нестеров.
Большие надежды машиностроители возлагают на недавно созданное в регионе министерство промышленности. Оно должно стать посредником между федеральным минпромом и малым, средним бизнесом Южного Урала.

«Очень важный вопрос — это коммуникации и эффективность работы с федеральным министерством промышленности, потому что там действительно есть инструменты господдержки и субсидии, там уже значительные суммы. Это и компенсация утилизационного сбора. В ближайшее время будет объявлен конкурс на компенсацию затрат в части логистических издержек по доставке товаров. Это субсидии по прямым затратам по колесной технике, что для Миасса очень актуально, потому что у нас, по факту, существует автомобилестроительный кластер грузовой техники, и, к сожалению, федеральное министерство промышленности и торговли — структура, с которой работать не так просто. Одно дело, когда наши национальные чемпионы, такие как ММК, например, которые обладают хорошими лоббистскими ресурсами, и зачастую имеют представителей на федеральном уровне. А вот предприятия меньшего масштаба — для них задача очень непростая. Так вот, если наше региональное создаваемое министерство промышленности будет лоббистом, это будет очень большое подспорье», — рассказал руководитель «Союза за развитие Миасса» Анатолий Лобко.
Сегодня машиностроение занимает более 10 процентов в структуре обрабатывающих производств Челябинской области. По итогам восьми месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого производство транспортных средств и оборудования выросло почти на 20 процентов.

Фото: lengipromez.com
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы