В первой половине этого года в ведомство поступило 133 обращения с жалобами на рекламодателей и распространителей рекламной продукции. По итогам рассмотрения возбуждено 52 антимонопольных дела, выдано 46 предписаний, составлено 44 административных протокола на общую сумму штрафов — 566 тысяч рублей, говорит начальник отдела торгов и органов власти Челябинского УФАС Юлия Тарасова.
«Уже который год подряд на первом месте самым выявляемым нарушением рекламного законодательства является смс-реклама. Участились случаи смс-сообщений, звонков и сообщений по электронной почте. В 2021 году возбуждены и рассмотрены дела в отношении крупных банков, осуществляющих деятельность на территории Челябинской области. К примеру, это банк ВТБ, данное общество было привлечено в первом полугодии к административной ответственности. Акционерное общество „Газпромбанк“ также привлечено по факту направления незаконной смс-рекламы. В отношении банка „Русский стандарт“ неоднократно были признаны факты нарушения рекламного законодательства. Антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела установлено, что между данными лицами были заключены соответствующие договоры о распространении смс-рекламы, поэтому ответчиками явились именно индивидуальные предприниматели», — прокомментировала Юлия Тарасова.
Из последних — рассмотрены антимонопольные дела в отношении компании РБТ, торгового дома «Планета», «Максим» и других организаций.
Второе место в рейтинге УФАС занимают нарушения, связанные с дистанционными продажами товаров и услуг. Рост жалоб в этой сфере обусловлен повышенным интересом к интернет-торговле в период пандемии, подчеркивают в ведомстве. Продавцы спекулируют на этом: просят потребителей поучаствовать в бонусных программах, получают их персональные данные, а затем рассылают навязчивую рекламу, продолжает Юлия Тарасова.
«Зачастую регистрация в личном кабинете в качестве участника каких-либо бонусных программ, либо программ лояльности представляет собой для потребителя определенные действия. При которых, например, он указывает свои личные данные, номер сотового телефона и соглашается на обработку персональных данных и получение смс-рассылки рекламного характера. При этом антимонопольным органом в ряде дел установлено было, что для такого действия покупатель должен поставить галочку возле текста с вышеуказанным согласием», — отмечает Юлия Тарасова.
В законе о рекламе не определен порядок и форма получения предварительного согласия телефонных абонентов на обзвон и смс-информирование о деятельности компаний, признаются в УФАС. Но это не избавляет последних от ответственности, в любом случае компания обязана получить добровольное согласие потребителя.
В топе нарушений антимонопольного законодательства также недобросовестная реклама. В основном, претензии УФАС сводятся к текстам рекламных сообщений со словами «лучший», «самый дешевый», «номер один на рынке» и прочее. Использование превосходной степени при описании товаров и услуг, сравнение с продуктами других компаний запрещено законом.
Отдельное место в топе нарушений антимонопольного законодательства занимает ложная реклама. Яркий пример история о закрытии магазина Sunlight, который не первый год якобы распродает ювелирные украшения за бесценок. Ранее компанию уже оштрафовали на 200 тысяч рублей, но в августе-сентябре на Sunlight поступили новые жалобы. В связи с этим местный антимонопольный орган принял решение направить материалы дела в центральный аппарат ФАС.