Как рассказал Bfm74.ru руководитель категории коммерческой недвижимости «Авито» Олег Изотов, спрос на торговые центры в Челябинской области в ноябре снизился на 68,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Значительное снижение спроса наблюдается также и за последний месяц: в ноябре 2022 года по сравнению с месяцем ранее в Челябинске и в области величина спроса снизилась на 63% и 54,5% соответственно», — сказал Олег Изотов.
Объем предложения о продаже торговых центров в Челябинске за год снизился на 27,3%. А с октября по ноябрь — на 36%. В других городах региона снижение за год показало 15%, а за последний месяц — на 39%.
«На мой взгляд, инвестиции в коммерческую недвижимость Челябинска очень низкие. Связано это, прежде всего, с тем, что инвесторы видят большие риски в возвратности инвестиций в ТЦ. Можно не оценивать ставки и все остальное. Можно посмотреть на объем инвестиций в тот или иной рынок. Инвесторы сегодня не анонсируют строительство или открытие новых ТРК, даже ТК, даже районников нет. Тишина. В этом сегменте коммерческой недвижимости инвестиции нулевые. А инвесторы лучше знают, где можно ожидать возвратности денег. Мы, как обыватели, видим — дело плохо. Основная причина, мне кажется, это отсутствие оптимизма у самих инвесторов и у потребителей», — отметил директор девелоперской компании Yellowstone development Денис Ни.
В Челябинске в конце ноября и начале декабря на продажу выставили два ТРК: «Куба» и «Фокус». Стоимость первого оценили в 1,2 млрд рублей, второго — 2,8 млрд рублей. Причем последний по сравнению с прошлыми торгами подешевел на 210 млн рублей.
«Средняя цена на торговые центры в Челябинской области снизилась на 13,7% за год и на 24,1% за последний месяц. В ноябре 2022 года она остановилась на отметке 12 млн рублей. А в Челябинске средняя цена за квадратный метр изменилась за год в рамках статической погрешности (+0,5%). При этом заметное снижение цены произошло среди региональных объектов — на 45,7%», — пояснил Олег Изотов.
На торговых комплексах сказался уход иностранных брендов. Их магазины были якорными, они притягивали посетителей и увеличивали общий трафик ТРК. Сейчас многие компании вернулись под новыми именами. Однако с октября по ноябрь уровень Mall Index (отражает изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров) ТЦ Челябинска оказался на 5% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. По сравнению с 2019 годом трафик упал на 24%, рассказал руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.
«В целом, можно сказать, что текущая ситуация с сокращением покупательной способности населения, переходом потребителей преимущественно к сберегательной модели поведения, выразилась в сокращении посещаемости торговых объектов, снижении уровня их доходности. В большей степени, как обычно это происходит в кризисные моменты, в данном случае страдают наименее удачные проекты», — сообщил Михаил Васильев.
Напомним, в Челябинске в сентябре этого года трафик в ТРК упал на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года (когда в регионе действовал масочный режим).
В целом в России в банкротном и предбанкротном состоянии находятся не менее 200 моллов, сообщают «Известия». По данным издания, в городах страны в одной локации в среднем располагаются два конкурирующих ТК. Как правило, один из них начинает перетягивать на себя трафик и арендаторов, что способствует банкротству конкурента.
По словам Дениса Ни, в Челябинске многие собственники будут готовы пойти на то, чтобы «аренда отбивала коммуналку». Так как в ТРК с момента их открытия в сущности ничего не менялось.
«Привычка выкачивать деньги из объекта торговой недвижимости, не сохранять его актуальность в Челябинске носит массовый характер. И особенно на фоне всех кризисных явлений от снижения потребительского оптимизма, санкций, ухода многих арендаторов, развития интернет-торговли. Я вообще боюсь, что они их бросят. Чтобы их превратить в актуальные объекты коммерческой недвижимости, нужны большие инвестиции. Не готовы они средства возвращать в обновление объектов», — пояснил Денис Ни.
Директор компании Yellowstone development уверен, если не изменится подход собственников к ТРК, в городе останутся районные торговые комплексы и сеть пунктов выдачи интернет-магазинов. А за покупками челябинцы будут ездить в Екатеринбург, где комплексы часть доходов от аренды вкладывают в развитие объектов.
Фото: ИА «Первое областное»