Подписывайтесь
Промышленники Челябинской области призвали пересмотреть экологическое законодательство

Антропогенные или промышленные загрязнения? Чиновники и крупные производители Челябинской области всерьез задумались об очистке водоемов на территории региона. Только перед предприятиями встал вопрос — почему они должны платить за улучшение качества воды технических водоемов. Ведь в соответствии с действующим экологическим законодательством они неожиданно перешли к объектам рыбохозяйственного значения.

Последние годы власти Челябинской области уделяют повышенное внимание проблемам экологии в регионе. В 2019 году правительство начало заключать уникальные четырехсторонние соглашения с крупными промышленными предприятиями, Росприроднадзором и минприроды России. На сегодняшний день подписано 27 таких документов о снижении выбросов в атмосферу и водоемы региона.

Компания «Фортум» ограничилась договором с областным правительством, согласно которому до конца этого года предприятие подготовит переход с угля на газ челябинской ТЭЦ-2. Ранее организация построила завод по очистке воды. Но, тем не менее, в «Фортуме» столкнулись с рядом сложностей. В том числе много вопросов у промышленников возникло в части категорирования водных объектов, ведь в очищенных технических водоемах появилась рыба, и их статус был изменен на рыбохозяйственный. Для решения проблемы в Союзе промышленников и предпринимателей Челябинской области действует рабочая группа.

«Мы организовали ее для того, чтобы обрисовать несовершенства законодательства. Это присвоение статуса рыбхоза без категоризации водоемов всем подряд водоемам, которые есть, включая технические. Это значит, что предприятия должны либо закрываться, либо строить заводы по очистке воды. На нашей ТЭЦ-4 в Челябинске мы построили такой завод. Мы потратили колоссальную кучу денег. Учитываются фоновые значения в реке Миасс в нижнем течении, а загрязняют по верху. То есть, мы должны очищать воду за тех, кто загрязняет по верху течения. Это довольно странная история, которую нужно исправлять с точки зрения достижимости и разумности экологического регулирования. Наша рабочая группа включает достаточное количество предприятий. У нас однозначная позиция на эту тему — за экологию надо бороться. Мы далеки от того, чтобы нарушать российское природоохранное законодательство. Поэтому единственный путь — это изменение нормативки с точки зрения достижения и разумности ее при использовании лучших доступных технологий», — прокомментировал член правления регионального отделения СПП, генеральный директор «Фортума» Александр Чуваев.
Непростая ситуация складывается с обсуждением внесения изменений в нормативно-правовые акты о нормирования сбросов, когда не учитывается сложившийся фон в водоеме в результате антропогенного воздействия, и критериях отнесения водных объектов к рыбохозяйственным. Министерство природы РФ считает, что при нормировании сбросов учитываться должен только природный фон, а министерство сельского хозяйства — что действующие механизмы категорирования водоемов являются сбалансированными.

В Росприроднадзоре отмечают, что в соответствии с действующим законодательством, фоновая концентрация учитывается в двух случаях — при расчете вреда и при расчете платы за негативное воздействие. Поэтому внесение изменений в приказ минприроды России в части установления НДС на уровне фоновой концентрации может привести к нарастанию загрязнения водоемов в дальнейшем. Изменения в экологическое законодательство в части нормирования сбросов и категорирования водных объектов с учетом фонового загрязнения рассматриваются как неоправданное смягчение действующих нормативов.

«Экологические проблемы водных объектов в Челябинской области обусловлены комплексом естественных антропогенных и техногенных процессов. Предприятия отрасли энергетики вносят значительный вклад в загрязнение поверхностных водных объектов, которые используются в качестве приемников сточных вод и для охлаждения технологического оборудования. Вопросы возможного неверного категорирования водных объектов, исходя из актуального качества природной воды, выраженной в фоновых концентрациях, зачастую поднимаются природопользователями региона. Учитывая, что крупнейшие водопользователи, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, как правило, осуществляют деятельность достаточно длительный период времени, их количество не меняется или меняется незначительно. При этом ранее применяемые технологии не обеспечивали должной очистки сточных вод перед сбросом. Доля оборотных систем в водоснабжении была крайне мала. Помимо текущего загрязнения, привносимого крупными водопользователями, имеют место накопленные загрязнения, возникшие в результате многолетней деятельности предприятий. Водные объекты способны принимать и аккумулировать загрязнения. В том числе в донных отложениях. Сложившееся в данное время загрязнение водных объектов нельзя назвать исключительно природным. Его происхождение природно-антропогенное со смещением в антропогенную часть», — рассказал руководитель Уральского регионального отделения Росприроднадзор Роман Тужиков.
Присутствовавший на заседании Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Алексей Текслер подчеркнул, что региональные водоемы должны быть чистыми. В то же время нужно защищать права промышленников. Губернатор отметил необходимость найти в решении вопроса баланс между интересами экологии и экономики. Южноуральские власти и бизнесмены пришли к выводу, что экологическое законодательство в отношении категорий водных объектов и учета фоновых загрязнений, действительно, необходимо пересмотреть. Но чем закончится эта история и позволит ли Росприроднадзор внести изменения в федеральные нормативные акты, остается неизвестным.

Фото: пресс-служба правительства Челябинской области
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы