Специалисты Ашинского металлургического завода совместно с командой разработчиков Передовой инженерной школы «Моторы будущего» (ПИШ) Уфимского университета науки и технологий создали решение, которое позволит повысить КПД серийных электродвигателей. Исследователи успешно завершили разработку технологии применения аморфной ленты в производстве магнитопроводов для них. По мнению экспертов, она может стать прорывной и изменить всю отрасль. Об этом сообщает пресс-служба Минпрома региона.
Электродвигатели «съедают» почти половину мировой электроэнергии. Даже небольшое повышение их эффективности сэкономит миллиарды киловатт-часов. Магнитопроводы из аморфной ленты Ашинского завода превосходят изделия из традиционной стали по трем ключевым параметрам. Они имеют меньше электромагнитных потерь, легче и компактнее, что делает их более предпочтительными для авиации и портативной электроники, а также производят меньше шума и вибраций, что крайне важно для медицинских приборов и высокоточной аппаратуры. При этом энергоэффективные двигатели имеют более длительный срок службы из-за относительно низкой рабочей температуры.
«Данная разработка, основанная на общемировом тренде на энергосбережение и развитие энергосберегающих технологий, открывает дорогу целому ряду новых энергоэффективных решений для самых разных отраслей промышленности. И мы всерьез рассчитываем, что это только начало. Наш проект — пример успешного сотрудничества науки и производства, когда специалистам удалось не просто улучшить существующие технологии, а создать принципиально новое решение, способное изменить всю отрасль электротехники», — подчеркивает генеральный директор Ашинского метзавода Константин Бакин.
На первом этапе работы инженеры испытали прототипы, заменив стальные детали в двигателях беспилотников и газотурбинных установок на аморфные. Испытания подтвердили: двигатель запускается, работает под нагрузкой и не перегревается — все как с обычной сталью. Но при этом теряет меньше энергии, весит легче и работает практически бесшумно.
Далее испытатели оптимизировали конструкцию электродвигателей. Специалисты завода создали опытные магнитопроводы из аморфной ленты. Затем по уникальной технологии, созданной университетом, была выполнена сборка опытной электрической машины и проведены стендовые испытания. За счет этого мощность двигателя увеличилась на 25%. Вследствие меньшей индуктивности и сопротивления сократились потери на обмотке, в том числе в режиме холостого хода — это увеличило КПД на 4%. Южноуральским проектом уже заинтересовалось одно из предприятий Концерна «Радиоэлектронные технологии».