Федеральные трассы в Челябинской области обустроят многофункциональными зонами. В таких местах будут не только заправочные станции и минимаркеты. Водителям и пассажирам станут предоставлять и другие услуги. Какие? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказал глава Управления федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Владимир Муравьев.
— Владимир Александрович, на трассе М-5 появится первая многофункциональная зона придорожного сервиса. Где именно она будет находиться? Что там будет?
— Не секрет, что основной задачей федерального дорожного агентства и министерства транспорта является развитие сети федеральных автомобильных дорог и опорной сети региональных дорог, которая в прошлом году была утверждена. Дело не только в строительстве новых направлений, в расширение существующих, но и в создании комфортных условий для передвижения по этим дорогам. И одним из основных условий является возможность комфортно чувствовать себя в дальних поездках: иметь возможность отдохнуть на безопасной площадке, заправить автомобиль, поесть вкусную еду, выгулять собаку и погулять по какой-то красивой территории. В рамках реализации реконструкции дороги М-5 на обходе города Сима планируем одновременно с завершением работ совместно с одним из крупных операторов автозаправочных станций открыть многофункциональную зону для того, чтобы современный уровень сервиса можно было «потрогать», «попробовать на вкус» на новой красивой безопасной дороге.
— Кроме кафе, минигостиниц, минимаркетов, что еще будет располагаться?
— Конечно же, точки общественного питания, площадки для того, чтобы можно было погулять с ребенком, позаниматься спортом.
— Даже такое будет?
— Конечно, да. Все понимаем, что несколько часов сидя в машине, в каких бы комфортных условиях это не происходило, все равно требуется активность. И создание таких условий — это тоже требование времени. Даже не веяние, а требование.
— Это что-то новое? Именно такие зоны, спортплощадки.
— На существующих объектах сервиса, к сожалению, таких зон крайне мало. Но уже сейчас есть хороший опыт создания таких больших зон и на федеральных дорогах, и на платных трассах. Очень хорошо такие зоны строить на новых участках магистральных направлений. Со стороны министерства транспорта ведется колоссальная работа по созданию комфортных условий для движения. Слоган «Дорога как услуга» — это не просто слова, это комплекс мероприятий. Создание многофункциональных зон — это одна из частей этого комплекса.
— Какая сумма требуется, чтобы построить такую зону? Есть ли уже инвесторы?
— Нужно очень серьезное вложение для того, чтобы создать такую очень серьезную инфраструктуру. Предварительная договоренность есть. Якорный инвестор, который будет создавать эту зону вокруг себя, — «Лукойл» со своим уральским подразделением. Базово появится заправочная станция со стандартным, хорошим комплексом услуг. И уже вокруг станции мы будем развивать территорию, где могут быть и гостиницы, и объекты общественного питания. И, конечно же, особое внимание уделим созданию инфраструктуры под электромобили. Это тренд, который сейчас набирает обороты. Мы видим большое количество электромобилей в городе. Боязнь людей пользоваться машинами на междугородних поездках связана с тем, что недостаточно инфраструктуры для зарядки электромобилей. Этому тоже уделено особое внимание.
— Владимир Александрович, на ваш взгляд, это идеальный пример того, каким должен быть придорожный сервис у нас в регионе? Чего еще не хватает нашим обочинам? Несколько лет назад это было больной темой.
— Проблема придорожного сервиса и его не соответствие уровню безопасности и комфорта, комплексу предоставления услуг, конечно же, свойственна не только для нашего региона, но и целиком для страны. То, что порой мы видим на обочинах вдоль дорог, будь то федеральная или региональная трасса, — это стихийная торговля, самовары со златоустовскими ножами. Это, по меньшей мере, небезопасно.
— В первую очередь, для них самих же — тех, кто торгует.
— И для них самих, и для участников дорожного движения. Когда видим стихийные рынки на обочинах, мы, конечно же, совместно с администрацией области, ГИБДД и Ростраснадзором в тесном взаимодействии стараемся ограничить их работу в угоду безопасности дорожного движения.
— Как с ними бороться, особенно летом, когда у нас, действительно, стихийные рынки появляются? Грибы, ягоды, урожай с садов своих люди приносят. Как будете ограничивать их?
— Ограничивать сложно, когда не предоставляешь какой-то альтернативы. В данном случае создание многофункциональной зоны подразумевает под собой выделение места для такой торговли. Она будет осуществляться в более комфортных условиях. И, в любом случае, на эту многофункциональную зону будет заезжать большое количество проезжающих автомобилей. Я думаю, что в таком формате мест несанкционированной торговли будет намного меньше, а безопасность на федеральных и региональных трассах будет только расти.