Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
92.75 +0.31 100.44 +0.54
Торговые сети выходят на новый уровень борьбы за клиента

Когда «умное будущее» придет на Урал — в интервью БФМ 74 рассказал директор департамента по стратегическому планированию X5 Retail group Вадим Капустин.

Расскажите о тех тенденциях, которые сейчас намечаются в мире? Торговые площади сокращаются?

Да, все верно. Ксли назвать цифры, то в Восточной Европе это примерно 1 — 1,2 квадратных метра на человека, в Западной Европе доходит до двух, а в США этот показатель составляет четыре. И понятно, что при таких темпах развития интернет-торговли столько площадей просто не нужно. Но это только часть того перелома в ритейле, который сейчас там происходит. Все дело в технологиях, которые стали появляться в последнее время, такие как машинное обучение, искусственный интеллект, и особенно платформы Alexa, Siri, платформы от Майкрософт, китайские платформы, у нас Яндекс такую платформу создает. И они обладают потенциалом полностью поменять, «уберизировать» торговлю, и это, конечно, создает огромный толчок для ритейлеров, чтобы реально начать заниматься инновациями, инвестировать в них.

Каким образом эти тенденции реализуются, и почему это должно стать толчком для ритейлеров?

С моей точки зрения, все началось с Amazon, когда он пошел в новые и новые категории. Они начали с книжек, затем пошли в электронику, а теперь у них на вэб-сайте около миллиарда товарных категорий. И в принципе, очень многие категории, например, таких как электроника, практически уже на 40–50% продаются через интернет. Паровозом за этим пойдут другие категории. Но в том, что называется физический ритейл, есть определенный момент, когда магазин перестает быть прибыльным. По разным оценкам, около 25–30% трафика должно уйти в интернет. В результате, что произошло в США? Начали банкротиться самые крупные игроки в электронике в США, в предбанкротном состоянии был Best Buy. Ритейлеры в других категориях, других индустриях, в принципе, неглупые ребята, посмотрев на эту тенденцию, поняли, что они следующие. Поэтому что начал делать Walmart лет 5–7 назад? Он стал пытаться сдвинуть, так сказать, развитие интернет-торговли в омнеканальность. И это первый шаг. Теперь, когда появляется система Google home, когда появляется Alexa, та же самая «уберизация», это все новая угроза для обычных ритейлеров, которая появилась в последние два-три года. Ритейлеры вынуждены сами заниматься инновациями, инвестициями в них и заключать партнерские соглашения. Например, тот же Walmart вошел в партнерство с Google именно по платформе Google home. То есть, это практически противодействие влиянию Amazona и его платформе Alexa. Появляется новое поле для баталий между ритейлерами, и эти баталии платформ, что называется, conversation commerce, то есть, коммерция через обычный разговор. У Сбербанка есть замечательный ролик, где показан молодой человек на машине, когда он мило беседует со своим автомобилем и дает ему задания что купить и куда поехать. Это, так скажем, предсказание ближайшего будущего не через 10, а уже трех-пяти лет. И всем ритейлерам, не только в США и Европе, а нам, в том числе, уже сейчас необходимо готовиться к этому новому миру.

То есть, российским ритейлерам грозит та же беда, что и американским, и европейским?

Безусловно. Технологии настолько быстро перетекают из одной страны в другую, барьеров практически нет, и тот факт, что эта технология будет распространяться как пожар, нет никаких сомнений.

О каких сроках мы говорим, когда наступит «уберизация» ритейла?

Здесь вопрос не обо всем ритейле. Если взять какой-то товар или услугу, и если они стандартные, то есть, их легко сравнить от одного и другого провайдера, то первыми, по аналогии, под угрозу попадут те же самые электронщики. То есть, там, где товары стандартные и достаточно быстро сравнимые. Вторыми попадут товары, которые продают такие же ритейлеры как и мы, X5: «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток». Это детские товары и товары личной гигиены. Товары, которые сравнить сложнее, которые отличаются какими-то уникальными качествами, попадут под это в последнюю очередь.

Тенденции понятны, они у нас идут от Запада на Восток, когда они уже коснуться регионов?

В Москве, в Московской области и Питере этот момент наступит в ближайшие год-два. В принципе, этот Рубикон мы уже переходим. И по той скорости, которую показывают федеральные ритейлеры в регионах, то, я думаю, что Урал и даже Сибирь — это плюс еще два-три года.

То есть, в целом, пять лет, и еда на дом, подготовка заказа через мобильное приложение в магазине?

Скажем, на горизонте пяти-шести — да.

Фото: с II медиа-форума ассоциации компаний розничной торговли.
Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE

Читайте на 1obl.ru

В эфире ОТВ