Подписывайтесь
/ Сергей Гаврюшкин: «Нет ни одного простого дела по защите прав на интеллектуальную собственность»
Послушать

Насколько готова судебная система к рассмотрению таких дел и как защитить свой цифровой контент, рассказывает адвокат, управляющий партнер компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергей Гаврюшкин.

Насколько у нас совершенно законодательство в вопросе интеллектуальной собственности?

Надо понимать, что в советский период законодательства об интеллектуальной собственности не было. Потому что были, в основном, государственные предприятия, и не было рыночной экономики. С кем государственному предприятию спорить? Между собой? Смысла нет. Даже более того, в патентном праве специально вписывали признаки для того, чтобы получать авторские вознаграждения. А с точки зрения защиты: чем меньше признаков, тем шире защита. И вот специально люди вписывались для того, чтобы просто получать авторское вознаграждение. Потом наступила рыночная экономика, и в период конкуренции все стали понимать и отдавать должное тому, что такое интеллектуальная собственность, ведь именно она обеспечивает то императивное, исключительное право, чтобы исключить ситуацию «давать рынку что-то и запрещать другим людям делать это же самое».

Что касается информации, которая размещается в соцсетях и на сайтах, какую именно можно защитить?

Ни для кого не секрет на сегодняшний день, что интернет — основная движущая сила, и в бизнесе в том числе. Надо понимать, что такое объекты интеллектуальной собственности. Они у нас в Гражданском кодексе подробно прописаны. Сегодня у нас есть самый свежий пленум верховного суда от 23 апреля № 10, который подтвердил ранее высказанное тем же самым верховным судом, что перечень объектов интеллектуальной собственности является исчерпывающим. Иного быть не может. Например, доменное имя сайта не является объектом интеллектуальной собственности в силу того, что оно не указано в перечне Гражданского кодекса. А вот что касается объектов авторского права, например, фотография, то это является объектами интеллектуальной собственности. Нужно сказать, все то, что является результатом интеллектуальной деятельности человека, все то, что признано объектами интеллектуальной собственности, просто так в интернете размещать нельзя. То есть если я разместил свои фотографии, это не значит, что я дал согласие на их использование. Я зафиксировал то, что я автор, зафиксировал дату, но не разрешил их использовать.

В чем трудность подобных дел, когда все доходит до суда?

Мне нравится одно письмо высшего арбитражного суда, который отнес категорию дел, связанных с объектами интеллектуальной собственности, к особо сложных дел. У меня практики больше 15 лет, и не было ни одного простого дела в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность. Не было такого, что ты просто обратился в суд, в упрощенном порядке что-то взыскали, что-то урегулировали. Нет, ни одного. Они все со своими особенностями, сложностями. Нередко мои дела формировали практику в России. У нас было и уголовное дело возбуждено за нарушение патентных прав, было и прекращение фирменных наименований, и привлечение к административной ответственности.

Если все-таки истец доказал, что его права были нарушены, что грозит тем, кто нарушил эти права?

У нас всегда было обижено патентное право, потому что компенсация за факт нарушения исключительных прав существовала давно и составляла от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. А в патентном праве такой компенсации не было. В 2015 году в патентном праве введена такая норма. Что можно взыскивать от 10 тысяч до 5 миллионов. С чем я столкнулся сейчас: как доказывать 10 тысяч или 5 миллионов? В авторском праве и в товарных знаках есть такое понятие, что ты можешь взыскивать эти суммы, доказывая убытки, противоправность поведения, длительность нарушения. Репутационные потери тоже, безусловно, всегда есть, но это дело больше антимонопольного органа. Есть возможность взыскания двойной стоимости исключительного права, то есть если правообладатель уже продал право пользования или заключил лицензионный договор на исключительное пользование, то двойная стоимость подлежит взысканию. А еще есть такой способ в авторском и товарном знаках, как, например, двойная стоимость самого контрафактного изделия. Это все понятно. А вот в патентном праве этого нет.

Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы