В Челябинске не хватает площадок для выставок современного искусства — от этого не сильно развит и региональный арт-рынок в целом. Из чего складывается стоимость объекта искусства, и кто его покупает — рассказали координаторы проекта A Table Gallery Яна Фесик и Марина Денкевич.
Что представляет из себя современный арт-рынок?
Фесик: Прежде всего, арт-рынок — это поиск и продажа искусства через эксперта. Через галериста, через представителя художника. Давно уже не практикуется покупка произведения у художника. Всегда проводником между художником и покупателем выступает эксперт, который может разумно оценить произведение искусства, проконсулировать и поможет даже создать коллекцию, вписать ее в интерьер. Это человек, который становится буфером и помогает человеку не запутаться в мире искусства.
Денкевич: Мы себя позиционируем как эксперты и говорим, что мы знаем адекватные цены на искусство и у нас есть пул художников, с которыми мы работаем и которых мы можем предлагать. Художник уже давно во всем мире сам себя не продает. Это очень странно, когда художник начинает рассказывать о самом себе. Мы выступаем как продюсеры этих художников. Вписываем их в разные проекты, делаем выставки. Ведем деятельность не только по поиску и продаже искусства, но и кураторскую деятельность. Говоря об арт-рынке важно отметить, что современный арт-рынок един, он существует по одним правилам по всему миру. Челябинский арт-рынок тоже по этим правилам живет, но отличается тем, что меньше спрос на искусство, поскольку плотность населения меньше и запросы отличаются от жителей столицы.
Как вы можете охарактеризовать челябинское искусство и арт-рынок?
Денкевич: Мы всегда говорим, что арт-рынок он везде един. Правила одинаковы. Если в Нью-Йорке, скажем, можно купить за 500 долларов неплохое искусство, графику, живопись, то можно это сделать и в Челябинске. Только это будет местный художник. Еще одним трендом является внимание к локальным темами и художникам. Такая национальная самоидентификация становится интересна. Мы вот привозили в Челябинск и делали выставку художницы Алисы Горшениной — она себя позиционирует как художница села Якшино. И мировое внимание направлено на такие проявления.
Фесик: У нас, конечно, в регионе есть авторы, которые сравнимы с уровнем мировых столиц искусства. У них отличный художественный язык, которым они себя проявляют, и они в нем развиваются. Благодаря этому мы их и узнаем. Мы можем отличить их друг от друга. Это, например, Виктория Питиримова, которая работает уже очень давно и она здесь довольно известный и популярный художник. Ее живопись, например, у нас стоит 1000 евро. Она работает с большими форматами, у нее смешенная техника: масло, акрил, печать. Точно также есть художница Любовь Серова, которая именно в графике работает. У нее тоже сложившийся язык. Если ценитель, который знает ее и ходил по выставкам, он без труда найдет ее работу среди группы картин.
Это дешево или дорого?
Денкевич: Это ни дорого, ни дешево. Это адекватная цена, которая складывается из нескольких факторов. Мы всегда рассказываем, как давно работает художник, какое у него образование, сколько было выставочных проектов
Фесик: Если это музейный проект — это высшая ступень художника. Такая институция как музей обладает репутацией, которую они не могут потерять и растратить. Если музей их принимает — это значит, что их статус непоколебим.
Насколько в Челябинске часто выставляются наши художники?
Фесик: Выставки наших художников в музеях не так распространены. Но очень активно работает выставочный зал союза художников.
Денкевич: К сожалению, не хватает площадок. Мы, собственно, находимся на площадке лобби-отеля. Но, тем не менее, мы подходим к выбору художников очень тщательно. Это те художники, которые прошли экспертную оценку. Если мы берем молодых авторов, то тех, у которых были выставочные проекты.