Пятый антимонопольный пакет, закон о маркировке рекламы и искусственное завышение цен. Этой осенью антимонопольная служба активно работала в таких направлениях. Какие результаты? Продюсеру радио «Business FM Челябинск» Марии Полевщиковой рассказала об этом руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова.
— Анна Алексеевна, глава ФАС России Максим Шаскольский отметил Челябинскую область на встрече с председателем правительства России Михаилом Мишустиным. Регион вошел в топ-3 по росту конкуренции в сфере госзаказа. Как вы можете прокомментировать эти результаты?
— Всегда очень приятно слышать положительные отзывы про свою область и про свою работу, и понимать, что вклад в это есть и наш, антимонопольного органа. На самом деле, наша область не была в лидерах, всегда говорили, что у нас очень сильно развито коррупционное направление. Было определено 12 регионов. ФАС России ввел систему оценки, анализа по различным показателям, критериям, и наша область вошла в 12 лучших. Что там рассматривалось: количество жалоб, которые поступают в антимонопольные органы, в том числе обоснованность этих жалоб, какой процент экономии, какое количество контрактов у единственного поставщика, какой уровень конкуренции, больше ли присутствие на рынке, например, муниципальных предприятий. В среднем три участника на один контракт. Наверное, это не так много. Есть сферы высококонкурентные, есть низко конкурентные. Это средняя температура, как мы говорим, по больнице. Поэтому сегодня важно проанализировать и получить информацию, на каких отдельных рынках и сколько поставщиков принимает участие, на какие рынки обратить внимание, чтобы развивать и поддерживать конкуренцию. ФАС России поставил задачу усовершенствовать мониторинг, чтобы можно было увидеть по конкретным товарным рынкам, и точечно принимать меры по развитию конкуренции на тех или иных товарных рынках.
— Этой осенью особый ажиотаж в регионе вызвала проблема с бензином. Некоторые заправочные станции ограничивали его продажу до 10 литров в одни руки. Все соцсети пестрили этими фотографиями, жалобами, люди писали комментарии. Как антимонопольной службе удалось урегулировать этот вопрос?
— Действительно, мы тоже, как простые потребители, столкнулись с этой проблемой. Я бы сказала, что не так много, на самом деле, заправок. Только одного оператора — «Лукойла» — отличились такой инициативой. Антимонопольный орган промониторил своими силами, с помощью правительства Челябинской области. Объехали заправки по Челябинску, нашли буквально единичные случаи. Быстро проработали. Естественно, головная компания «Лукойл» сказала о том, что не имеет никакого отношения, это частная инициатива. Никаких дел мы не возбуждали, просто быстро пресекли эту ситуацию. Самое главное ведь результат, а не какие-то действия. Но в других субъектах Российской Федерации в ходе этого мониторинга, который ведет антимонопольный орган ежедневно — контроль запасов, цен, пришли к выводу о том, что есть и антиконкурентные согласованные действия, и злоупотребления доминирующим положением. И кое-где, даже у нас в Уральском федеральном округе, коллеги возбудили дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
— Также у нас вступил в силу пятый антимонопольный пакет. Какие правила теперь будут действовать? Для чего это необходимо?
— Мы говорим о том, что находимся с вами не в рыночной, а в цифровой экономике. Большинство продвинутых, молодых, современных потребителей пользуются услугами маркетплейсов. Понятно, что на рынке образовались крупные агрегаторы, которые позволяли себе все, что угодно. Много было конфликтов между потребителями и предпринимателями, которые размещают информацию на маркетплейсах. Сегодня антимонопольный орган может воздействовать только на крупные хозяйствующие субъекты, которые обладают рыночной властью, когда сумма выручки в год более двух миллиардов рублей, а доля на рынке 35 и более процентов. Полагаю, что больше дел будет, как всегда, рассматриваться центральным аппаратом ФАС России. Но у нас в Челябинской области был неплохой пример, когда мы признали нарушение антимонопольного законодательства в отношении маркетплейса А+А insist. Предприниматели размещают информацию о запчастях на этой платформе. Она нарушила антимонопольное законодательство. Предпринимателю говорили, что если он на этой платформе разместил информацию, то нельзя размещать эту информацию на другой платформе. Еще несколько было интересных пунктов. Они заплатили штрафную санкцию, не стали обжаловать.
— У нас насыщенная на события осень. Еще одним нововведением стал закон о маркировке интернет-рекламы. Как сейчас со всеми новыми правилами антимонопольная служба будет регулировать рекламу в интернете?
— Сегодня это самый актуальный вопрос, который интересует бизнес-сообщество. Предпринимателей интересует, что отнести к рекламе? От этого зависят действия. Если это реклама, то ты должен соблюсти требования. Второй вопрос — это, конечно же, что именно контролирует антимонопольный орган? Пометочка должна быть, чтобы мы, потребители, четко понимали, что это реклама. И должна быть информация о рекламодателе: кто это, чтобы если что предъявить претензии. Все остальное, конечно же, контролирует Роскомнадзор. С 1 сентября этого года наступила ответственность.
— Штрафы. Причем, крупные.
— Да, крупные штрафы, до полумиллиона. Но в нашей практике их пока нет. Сегодня ФАС России активно проводит различные публичные мероприятия, где рассказывает об этих нововведениях. Ведь наша задача — не оштрафовать, а предупредить. Поэтому мы сейчас направляем нашу работу на предупреждение. Чтобы все участники рынка понимали правила, чтобы они были прозрачны. Естественно, чтобы их можно было легко и просто выполнять. А нам не нужны штрафы.