В 2024 году Челябинский завод электрооборудования открыл новую услугу для предприятий клиентов — аутсорсинг обслуживания электрооборудования. Это позволит освободить и перепрофилировать квалифицированные кадры и существенно снизить дефицит сотрудников. Как предприятия помогают друг другу в решении проблем нехватки работников? Об этом главному редактору радио «Business FM Челябинск» Андрею Фролову рассказал генеральный директор предприятия Алексей Камынин.
— О нехватке кадров мы говорим уже много лет, а сейчас это особенно актуально. Уже работает схема, когда квалифицированные кадры сосредоточены в одном месте и всех обслуживают, а не на каждом предприятии нужно делать свои службы?
— Да, расскажу, как мы пришли к этой идее. В 2023 году мы выпустили 10-тысячное изделие, а в этом году завод отметил 14-летие свое.
— 10-тысячное изделие — это большое электрооборудование для коммерческих больших предприятий?
— Для городов, микрорайонов, промышленных предприятий. И мы задумались о том, что 14 лет предприятие выпускает электросчетовую продукцию. Как правило, гарантийное обязательство на нее — либо год, либо в индивидуальных случаях три года. Получается так, что 11 лет назад на наше первое оборудование, которое мы выпускали, гарантия уже закончилась. Мы подумали, а не предложить ли нам новую услугу нашим действующим клиентам — электросервисный контракт. Это обслуживание нашего электрооборудования.
— Только вашей продукции?
— Это важный вопрос. На первом этапе было только наше оборудование. Мы связались с клиентами, и это было что-то невероятное. Услуга оказалась востребованная. Более того, мы первые на рынке — по крайней мере, я не знаю, чтобы кто-то еще этим занимается, — предложили данный вид деятельности. Мы заключили первые контракты, и уже по прошлому году перевыполнили план по выручке и по чистой прибыли.
В 2024 году мы продолжили развивать это направление, но расширили его, и сейчас мы заключаем сервисные контракты не только на ту продукцию, которую производил Челябинский завод электрооборудования, но и на стороннее производство, кто бы это ни был в Российской Федерации, даже импортное.
— Правильно понимаю, что для этого нужно создавать большую сервисную службу именно у вас на предприятии? То есть вы аккумулируете специалистов, которые занимаются не производством электрооборудования, а именно ремонтами. И эта служба должна работать, получается, как на аптеках пишут, 24 на 7.
— Вы правы. Мы перепрофилировали службу сервиса из службы отдела технического контроля. На первом этапе те же сотрудники, которые контролировали выпуск и ставили штампик ОТК на нашей продукции, по сути, начали заниматься первыми сервисными контрактами. Но учитывая тот факт, что у нас производственное предприятие, очень большая материальная база в Челябинске, склад комплектующих, своя металлообработка, замкнутый цикл, при любых вызовах, аварийных ситуациях мы решали эти вопросы достаточно оперативно.
Как известно, энергетика — это кровеносная система экономики. И если по каким-то аварийным причинам останавливается станция, либо подстанция, то останавливается все предприятие. Риски потери прибыли колоссальны. Поэтому мы за надежную, бесперебойную работу электроэнергетической части.
— То есть, фактически, на предупреждение аварийных ситуаций, да?
— Да. Если делать определенное обслуживание, то все будет работать нормально. На основании нашего опыта мы заглядываем в будущее. На опережение.
— Хорошо. А в чем плюс предприятий, которые с вами заключают этот контракт? Понятно, вы профессионалы, вы умеете это делать, приехали, починили, либо не допустили, чтобы поломалось, и работает. В чем бонус предприятиям?
— На сегодняшний день только ленивый не говорит о кадровом дефиците. Он во всех отраслях промышленности. Более того, дефицит промышленного производства, производственных мощностей от отрасли к отрасли варьируется от 5 до 7 процентов. Что мы делаем? Если есть электрохозяйство на предприятии, то оно обязано содержать электромеханическую службу для того, чтобы осуществлять планово-предупредительные ремонты, обслуживание, настройку, перенастройку оборудования. В текущей ситуации, учитывая тот факт, что мы этим занимаемся на постоянной основе и содержим в штате бригаду, в связи с дефицитом кадров предприятия могут высвободить энергомеханическую службу, к примеру, и отправить на прямые производственные мощности, где эти люди будут прибавлять добавленную стоимость.
Сервисная служба — это все-таки обслуживающая функция, а не функция, которая добавляет стоимость. Но в любом случае одного главного энергетика оставить нужно, он будет ответственным за электрохозяйство, но у него всего лишь две руки и две ноги. Поэтому, если происходит какая-то штатная либо внештатная ситуация, мы реагируем 24 на 7.
— А радиус этой реакции — Челябинск, область?
— Вся страна. В текущий момент — это вся Российская Федерация, то есть, для нас нет ограничений.
— Если что, в Якутию тоже прилетите.
— Как-раз-таки в Якутию мы и летали последний раз, потому что мы поставили туда зарубежное оборудование. Нас просто пригласили, мы приехали, обследовали, оценили свои трудозатраты, выставили счет, заключили договор и обслуживаем.
— То есть в любую точку, куда можно долететь в течение 24-х часов, бригада может попасть.
— Всю страну можно таким образом охватить. Пока штат относительно небольшой, 5 человек, но я уверен, что при росте спроса на эту услугу мы будем формировать 2, 3, 4, 5, 6 бригад и так далее, чтобы охватить рынок.