В мае в Челябинской области зафиксировали максимальную с 2000 года стоимость перелета эконом-классом. Эта цифра превышает 7,7 тыс. рублей в расчете на тыс. километров пути, следует из данных Росстата. В прошлом году цены были на 10% ниже. В среднем по России перелет на такое расстояние обходится в 6,9 тыс. рублей .
Корреспондент Bfm74.ru изучил данные Росстата о том, как менялась стоимость авиабилетов и туров из Челябинской области в течение последних десяти лет. Так, в 2014 году перелет по России (1 тыс. км) стоил 6,8 тыс. рублей. Самые дешевые билеты были в мае 2018 года — в среднем 3,5 тыс. рублей (на 1 тыс. км). За последний год значительно выросли цены на туры в Турцию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и в отдельный страны Средней и Юго-Восточной Азии. Однако рост цен не повлиял на поведение туристов — отказываться от отдыха они не стали.
«У нас туристы, кто планировал отдых, также приобретают турпакеты, бронируют. Кто планировал самостоятельное путешествие, отправляются самостоятельно. Не замечаю другого движения у наших туристов. В основном, выбирают Турцию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, либо курорты России», — рассказала сайту Bfm74.ru директор туристической компании «Гризли» Ксения Жижилева.
Средняя стоимость поездки в Турцию в мае этого года достигла 75 тыс. рублей. В мае 2022 года можно было отдохнуть за 51 тыс. рублей (получается, что стоимость выросла за год на 47%), а еще годом ранее — за 29 тыс. рублей. Тур в Египет также вырос в цене — до 89 тыс. рублей. В мае прошлого года средняя стоимость путевки составляла 62 тыс. рублей (рост за год на 43%).
Отдых в ОАЭ в мае 2021 года стоил 54 тыс. рублей, спустя год подешевел до 45 тыс. рублей. И в 2023 году вновь вырос в цене до 52 тыс. рублей. Более чем в два раза увеличилась стоимость туров в отдельные страны Средней Азии —с 23 тыс. рублей до 60 тыс. рублей (сравнение мая 2022 и 2023 года). А поездки в страны Юго-Восточной Азии цена подорожали с 74 тыс. рублей до 96 тыс. рублей.
Поездка на отдых на Черноморское побережье России и в Крым в мае этого года сравнима с турами за рубеж и достигла 75 тыс. рублей. В Абхазии, Азербайджане, Армении и Грузии в этом сезоне можно бюджетно отдохнуть за 37 тыс. рублей.
В основном туристы приходят уже с готовыми решениями и пониманием, где они хотят провести отпуск — в России или за рубежом. Однако, если сумма незначительно отличается, то выбирают отдых за границей.
«Если цена отличается на небольшую сумму, и туристы понимают, что в Турции все включено, а в России только завтраки, и стоимость питания в России в кафе и ресторанах значительно выше, то готовы рассмотреть Турцию. Но есть и туристы, которые экономят на питании или выбирают объекты размещения, которые предполагают кухню», — пояснила Ксения Жижилева.
В этом мае цены на горящие туры (за 2-3 дня до вылета) падали на 30-40%. Сейчас ситуация стабилизировалась и, например, отдых в Турции по раннему бронированию стоит дороже, добавила руководитель турфирмы.
Рост цен на авиабилеты эконом-класса, которые продали с января по сентябрь 2023 года, не превышает прогнозируемый Банком России индекс инфляции на текущий год (4,5–6,5%), говорят в ФАС России. Антимонопольное ведомство следит за ценами на авиабилеты по более чем 500 маршрутам. В этом апреле по сравнению с прошлым стоимость на перелет выросла на 4%. На нее влияют сезонность, спрос и инфляция. Информация Росстата и ФАС могут отличаться, так как они используют разные наборы данных, сообщает РБК со ссылкой на Федеральную антимонопольную службу.
В свою очередь в Минфин не поступали предложения о стабилизации или сокращении стоимости авиабилетов.
За пять месяцев этого года стоимость билетов по группе «Аэрофлот» в среднем выросла на 10%, уточняет РБК со ссылкой на гендиректора авиакомпании Сергея Александровского. Перевозчик испытывает ценовое давление из-за роста цен на горюче-смазочные материалы.
В прошлом году авиакомпаниям выделили дополнительные субсидии в размере 125 млрд рублей. Это помогло избежать еще большего роста цен на перелеты. К настоящему моменту средства освоены и закончились, уточняет издание со ссылкой на Сергея Александровского. По словам директора группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александра Дивакова, рост стоимости билетов также связан с переключением авиакомпаний с более высокорентабельных международных перевозок на внутренние перевозки, где маржинальность традиционно ниже.