«Конечно, когда заходят сетевики, практически замирает малый бизнес, те небольшие магазинчики, которые в шаговой доступности, теряют конкурентоспособность. И люди должны заниматься чем-то непонятным для себя, потому что другого бизнеса иногда в небольших городах просто нет. Я пытаюсь донести и достучаться до руководителей региона и страны: давайте посмотрим, как же уйти от этих хитрых схем и посчитать, предложить что-то. Допустим, если есть большие магазины, то работают они в субботу до обеда, потом закрываются, и выходные работают небольшие магазинчики, как в Европе во многих странах».
Ещё один способ помочь малому и среднему бизнесу, по мнению правозащитника — ограничить в супермаркетах продажу алкоголя и сигарет. Однако принятие лишь одной из предложенных мер проблему на рынке не решит, считает руководитель регионального отделения «Опоры России» Александр Калинин:
«На мой взгляд, это такая мера, которая особо сетям не страшна. С другой стороны, сети же тоже предприниматели. И вопрос-то в том, что не всегда отсутствие сетей — это на благо, то есть тут ещё идёт конкуренция технологий, кадров. Если бы это проблема только в России была, мы могли бы сказать, что это несовершенство российского законодательства, а на самом деле, ведь во всех странах идёт конфликт между малыми магазинчиками, семейными и сетями».
По словам экспертов, в идеале, крупные сети и индивидуальные предприниматели должны сесть за стол переговоров и выработать предложения по улучшению бизнес-климата для небольших магазинов. Однако пока сетевики от диалога уклоняются.