Согласно изменениям, теперь реклама медицинских услуг разрешена только в местах проведения специализированных выставок, семинаров и конференций, а также в самих лечебных учреждениях. В общедоступной рекламе нельзя, например, говорить, что стоматологическая клиника предлагает лечение кариеса. Можно только отметить, что она лечит зубы.
«Теперь запрещены к рекламированию в том числе методы профилактики, диагностики, лечения и так далее, — поясняет начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией челябинского УФАС Людмила Галичина. — Клиникам можно рекламировать медицинскую деятельность, можно указывать наименование организации и её профиль деятельности, но не перечислять конкретные услуги».
По логике законодателей, нововведения должны оградить потребителей от некачественных товаров и услуг, тем самым способствовать охране здоровья россиян. На практике же у медиков остаётся немало вопросов. Директор по развитию сети стоматологий «Талисман» Ольга Афиногенова надеется на дополнительные разъяснения от антимонопольной службы:
«Нам не совсем понятна логика этого нововведения, поскольку теперь, чтобы узнать, где, например, делают УЗИ, нужно обзвонить все клиники и медицинские центры города. Для подсказки в рекламе клиники разрешено указывать только её профиль, то есть, например, говорить, что это стоматология или гинекология. Но сами услуги рекламировать нельзя. И это странно, потому что мы руководствуемся в том числе законом о лицензировании: мы все получаем лицензию, где указаны конкретные услуги, которые мы можем оказывать населению. Кроме того, закон о защите прав потребителей тоже говорит о том, что мы обязаны информировать клиента о товарах и услугах, которые оказываем. Каким же тогда образом мы можем это делать, если у нас есть такое ограничение?»
Из-за запрета на рекламу медицинских услуг потери понесут и операторы наружной рекламы. По мнению директора рекламного агентства «Элефант» Михаила Смирнова, новые поправки не избавят рынок от некачественных услуг и лекарств. Недобросовестные продавцы найдут другие площадки для продвижения:
«Безусловно, у нас было достаточно рекламы некачественных услуг. Но сейчас их начнут просто продвигать через косвенную рекламу. Опять деньги из наружной рекламы уйдут, только и всего. Косвенная реклама существует и на радио, и на телевидении. В специальных программах в доходчивой форме непонятные люди, представляющиеся медработниками, начинают говорить о какой-то проблеме. Потом они представляют какие-то препараты или технологии лечения. Говорят они об этом достаточно уверенно, профессионально, а потом выясняется, что это недобросовестные услуги. И если наружную рекламу антимонопольщики могут отслеживать, запрещать, то доказать незаконность косвенной рекламы значительно сложнее, это намного реже делается».
Добавим, эксперты также указывают на противоречия в самом законе «О рекламе». Так, в одном из его пунктов говорится о том, что реклама медицинских услуг разрешена, более того, там же чётко оговариваются требования к её размещению. При этом следующий пункт той же статьи фактически запрещает любую медицинскую рекламу.