На днях южноуралец Александр собрался отправиться из Челябинска в Екатеринбург. Для поездки решил воспользоваться сервисом Blablacar. В приложении он неожиданно увидел клонированные объявления. Все они были с одинаковым временем и маршрутом. Александр позвонил по нескольким номерам и во всех случаях попал не на водителей, а на менеджеров сервиса. На месте встречи выяснилась еще одна подробность: у водителя был профессиональный аккаунт на сервисе. Такие Blablacar предоставляет предпринимателям и организациям, что дает возможность полноценно зарабатывать на поездках. А ведь изначально инициаторы проекта были категорически против этого, отмечает Александр:
«Ощущение сейчас уже от использования Blablacar немножко не такое как было раньше. Если я всегда воспринимал Blablacar как такой аналог каучсерфинга в путешествии, где ты приезжаешь к кому-то в гости, живешь бесплатно, обмениваешься опытом, общаешься… За Blablacar тоже можно было заплатить какую-то символическую сумму. Приятно скоротать время в дороге, пообщаться, то сейчас уже такого желания все меньше возникает. Потому что понимаешь, что везет тебя не случайный попутчик, а коммерческий перевозчик. По сути, как междугороднее такси», — говорит Александр.
В Blablacar пояснили, что запустили профаккаунты в тестовом режиме. Они позволяют водителям выставлять любую цену за поездки. Но в таком случае, невозможно отказаться от заявок. Условно, если вы едете из Магнитогорска в Тюмень, то за попутчиками, если они появятся, придется заехать в Челябинск и Екатеринбург. В итоге страдают и пассажиры — их путь становится длиннее, а салон — теснее. Другой вариант заработать на Blablacar доступен тем, кто часто ездит в командировки: бензин уже оплатил работодатель, так что все деньги от попутчиков — чистый доход. Формально правила сервиса водитель не нарушает, жаловаться не на что. Другое дело — маршрутчики. Они оценили удобство сервиса и предлагают поездки в микроавтобусе сразу для дюжины человек. Причем, ни состояние автомобиля, ни документы, Blablacar не контролирует, говорит водитель Сергей.
«Маршрутчики вам могут написать любую машину. Вам нравится Мерседес? Будет вам Мерседес. Вам нравится Тойота? Будет вам Тойота. Вам ракета нравится? Да будет ракета. И все это за 350 рублей между Челябинском и Магнитогорском. Сами понимаете…300 километров — 350 рублей. Начался хаос. Они уже на маршрутках. Просто на обыкновенных газелях, тупых желтых газелях, они на них гоняют по 250−300 рублей. Им плевать на все. И Blablacar плевать, что люди погибнут или еще что-то произойдет. Возьмите статистику Автоваза, вы увидите рост продаж не кого-нибудь, не Лады Весты, а Лады Ларгус. Вы думаете, все такие поклонники Лады Ларгусов семиместных? Вы что думаете, у нас вся Россия многодетная? Все поехали работать в Blablacar», — говорит Сергей.
В Blablacar нашей радиостанции заявили, что они, напротив, следят за поведением водителей и блокируют тех, кто нарушает правила. Но делают это только в ответ на обращения пользователей, никакого дополнительного мониторинга нет. Пожаловаться можно в том случае, если водитель с обычным аккаунтом указал больше пяти мест для бронирования, говорит представитель сервиса Blablacar Сергей Авакян-Ржвеский:
«Если водители какие-то появляются, которые используют наш сервис в коммерческих целях — это стопроцентное нарушение правил Blablacar. Это, скорее всего, нарушение законов Российской Федерации. Потому что есть вероятность, что у этих водителей нет разрешения на оказание коммерческой деятельности. И мы готовы сотрудничать с правоохранительными органами, передавать информацию о таких водителях проверяющим органам, чтобы они принимали соответствующие меры. На самом деле, таких водителей не так много, как может быть, об этом говорят. Очень легко можно определить, такой это водитель или нет. Потому что люди, которые давно зарегистрированы на нашем сервисе у них много отзывов положительных от попутчиков, комментариев. И если вдруг водитель вызывает какое-то сомнение — с ним всегда можно созвониться. И если какое-то подозрение — можно всегда от этой поездки отказаться и найти другого водителя», — говорит Авакян-Ржевский.
В разговоре с представителем Blablacar также выяснилось, что 1-го сентября компания объединится с другим сервисом по поиску попутчиков -Beepcar. Это означает, что увеличится количество водителей, ценовых предложений и маршрутов. Только вот пассажиры этому не рады: они опасаются, что рост числа пользователей обернется еще большим количеством нарушений со стороны водителей.