В связи с кризисом меню большинства перевозчиков перетерпели существенные изменения, путешественникам всё чаще отказывают в горячем питании, в то же время предлагая больше дополнительных платных услуг
Крупнейшее европейское онлайн-агентство путешествий Tripsta провело исследование и выяснило, что самым щедрым среди российских перевозчикоов на коротких расстояниях является авиакомпания Red Wings, которая предлагает пассажирам горячее питание даже на внутренних непродолжительных рейсах, в отличие от «Аэрофлота», S7 Airlines и «Трансаэро», где при перелётах длительностью менее трёх часов предусмотрены лишь напитки и сэндвич.
Пассажиры «Уральских авиалиний» на непродолжительных рейсах могут получить сэндвич или же только напитки в зависимости от направления. В классе обслуживания «Дисконт» авиакомпании «Трансаэро» пассажирам предлагается небольшой десерт и напиток, а при желании дополнительно перекусить придётся покупать еду в бортовом магазине.
Чтобы не остаться голодными, пассажирам «Победы» следует взять еду с собой на борт, поскольку авиакомпания не осуществляет продажу напитков и питания, и не предоставляет ничего бесплатно.
Пассажирам авиакомпаний «Аэрофлот», S7 Airlines и Red Wings на рейсах длительностью от трёх часов предоставляются полноценные обеды. «Уральские авиалинии» и «Трансаэро» предлагают горячее питание избирательно в зависимости от направления и зачастую ограничиваются пирожками или сэндвичами. Если раньше «ЮТэйр» предлагала обширное меню для пассажиров эконом-класса, то в новых условиях компания максимально оптимизирует расходы, в том числе и за счёт пассажиров, —
горячее питание теперь не предусмотрено вовсе вне зависимости от продолжительности перелёта, а вместо него на борту предложат лишь напитки, сэндвич или булочку.
Бесплатно заказать специальное питание даже на коротких рейсах и получить более вкусную и свежую пищу, чем в стандартно предусмотренном меню, могут пассажиры «Аэрофлота» и «Трансаэро». S7 Airlines не учитывает индивидуальные потребности пассажиров и разрешает заказать специальное питание только на рейсах от трёх часов за дополнительную плату от 150 до 500 рублей. На рейсах «Уральских авиалиний» помимо бесплатного специального питания за 300 рублей можно заказать дополнительную порцию еды к основному меню.
Детское меню в компании «Уральские авиалинии» временно отменено, в других российских авиакомпаниях, в том числе тех, которые урезали рацион взрослых, эта опция до сих пор есть в наличии.
В последние годы большинство российских авиакомпаний отказались от предоставления бесплатного алкоголя на борту. «Аэрофлот» — единственный перевозчик, который предложит пассажирам эконом-класса на некоторых дальнемагистральных рейсах вино бесплатно, однако от продажи алкоголя на борту компания вовсе отказалась, также как «ЮТэйр» и Red Wings. Пассажирам «Трансаэро», «Уральских авиалиний» и S7 Airlines предоставляется возможность приобрести алкогольные напитки в бортовом магазине.
Больше шансов получить плед, подушку или дорожный набор имеют пассажиры авиакомпании «Аэрофлот», причём даже на непродолжительных рейсах, в то время как «ЮТэйр», Red Wings, «Уральские авиалинии» и S7 Airlines предложат плед лишь на средних и дальних перелётах, продолжительностью от трёх часов. В экономическом классе обслуживания «Трансаэро» пледы предусмотрены в первую очередь для детей вне зависимости от длительности рейса.
Наиболее широкий выбор развлечений предлагают «Аэрофлот» и «Трансаэро»: в распоряжении пассажиров в самолётах обеих авиакомпаний индивидуальная бесплатная мультимедийная система.
В «Аэрофлоте» развлечения предусмотрены и для детей в возрасте от 3 до 11 лет: им предложат набор игр, паззлов и раскрасок в индивидуальном рюкзаке. S7 Airlines также предлагает подарки детям от 3 до 10 лет. «Трансаэро» и «Уральские авиалинии» дарят детский набор лишь на некоторых направлениях, а в «ЮТэйр» помимо традиционных карандашей и раскрасок дети получают также развлекательную газету.
В Red Wings и «Победа» наборы сувениров для детей не предусмотрены. О том, чем заняться во время перелета авиакомпаниями «ЮТэйр», «Уральские авиалинии» или S7 Airlines, придётся подумать самостоятельно — системами развлечений самолёты авиакомпаний не оснащены, и пассажирам не на что рассчитывать, кроме бортовых журналов.
Воспользоваться интернетом можно только на борту некоторых самолетов «Трансаэро» и «Аэрофлота», причём «Трансаэро» предлагает более демократичные тарифы. За час пользования интернетом на рейсах средней продолжительности пассажир должен заплатить 300 рублей, а за подключение в течение всего перелёта — 600. На рейсах «Аэрофлота» за подключение к интернету со смартфона придётся платить от 5 долларов за всего 3 Мб загруженных данных.
Комментирует генеральный директор онлайн-агентства путешествий Tripsta Филипп Бринкманн:
«Авиаотрасль России переживает не лучшие времена, и то, как компании заботятся о своих пассажирах, позволяет им завоёвывать лояльность, которая сейчас очень понадобится. В то же время некоторые авиакомпании, чтобы выжить, начинают приближаться к бизнес-моделям лоукостеров. С одной стороны, это может служить тревожным индикатором, а с другой, возможно, именно к этому движется рынок и платные услуги в будущем станут нормой».
Агентством были проанализированы данные из открытых источников по ключевым российским авиакомпаниями — «Аэрофлот», «Трансаэро», S7, «ЮТэйр», Red Wings, «Уральские авиалинии», «Победа» в период с 1 по 10 августа 2015 года.