Ранее профессиональные свидетельства аннулировала Росавиация. Мотивировка ведомства не меняется на протяжении нескольких лет. Напомним, все пилоты осваивали теорию в Южно-Уральском госуниверситете, а практику проходили в «ЧелАвиа», позже переименованного в «Челябинское летное училище гражданской авиации». В Росавиации уверены, что никаких прав на образовательную деятельность у этих заведений не было. Хотя прежде сами представители ведомства подписывали все документы и программы для курсов. Сейчас Росавиация требует, чтобы ответчик предоставил сертификаты. Однако такие документы просто не могут существовать.
«Мы и ЮУрГУ и все остальные должны получить сертификат учебного центра. А он не может быть дан образовательному учреждению. Потому что этот документ для обучения специалистов. Мы учим студентов, они не специалисты еще. Мы даем образование среднее профессиональное по специальности «пилот». Они потом идут в авиакомпании с этим документами, и авиакомпания их посылает в учебные центры и они переучиваются на какой-либо из типов самолетов, которые эксплуатируются в этой авиакомпании. И когда я задал судье внимательно вопрос: «Каким нормативным документом вы регламентируете свой иск?». А прокурор отвечает: «Это мнение Росавиации и позиции Генеральной прокуратуры. «А закон-то мне назовите?», судья говорит: «А вам что этого мало что ли?». Так и назовите – правовой беспредел», – рассказал руководитель «Челябинского летного училища» Александр Матусевич.
На данный момент летное училище не работает. В ангарах стоят самолеты и тренажеры. Штат, по словам Матусевича, фактически расформирован. Абитуриентов набрать невозможно. Идут постоянные тяжбы. Вместе с тем, у судов нет однозначной позиции. Летом прошлого года они частично восстановили в правах одних пилотов, а другим аннулировали удостоверения. При том что все ответчики были в равных условиях и с одинаковыми исками. Позже суды снова хаотично пересматривали дела.
«Я выиграл первую инстанцию в июле прошлого года и апелляционную инстанцию в декабре. Да, пока я успешно работаю, только я как раз попал в число тех, кто был повторно аннулирован. У меня решение было в декабре Свердловского апелляционного суда и приказ был признан незаконным, отменен. Была приписка, что можете рассмотреть возможность повторного аннулирования. В этом апреле уже Росавиация издала новый приказ в котором аннулировало мое пилотское повторно на тех же основаниях. И я пошел в суд. Было судебное заседание первой судебной инстанции, и суд вынес решение не в мою пользу. Тот же Кировский суд наш районный, который в прошлом году меня поддержал. В этом году, несмотря на то, что приказ повторный на тех же основаниях, выносится решение уже в пользу Росавиации. Вот такая вот идет судебная переобувка полная», – говорит один из выпускников «ЧелАвиа» Алексей Петров.
Давление со стороны Росавиации некоторые СМИ связывают с катастрофой самолета «Саратовских авиалиний» под Москвой в феврале прошлого года. Тогда вторым пилотом борта был выпускник «ЧелАвиа» Сергей Гамбарян. Инспекторы, в свою очередь, продолжают настаивать, что все проверки они инициировали еще до трагедии.