Импульсивные покупки — одна из самых вредных привычек, причинами которой могут стать как маркетинговые, так и психологические факторы, выяснили аналитики КСП.
«Качественная реклама побуждает к незапланированным тратам и манипулирует нами. Красивый дизайн, грамотная расстановка товара, акции и скидки все это — внешние факторы, с которыми сложно, но возможно бороться. Они вызывают в потребителе искусственные потребности и подталкивают совершать покупки именно сейчас, сию же минуту»,— уточняют аналитики.
Психолог и нобелевский лауреат Даниэль Канеман в книге «Думай медленно... Решай быстро» описал, в том числе эмоциональную структуру мозга. Когда мы видим что-то приятное, красивое или вкусное получаем неосознанный сигал — это нужно брать, когда что-то опасное — сопротивляться или убегать.
Чтобы бороться с этой проблемой, нужно:
• тренировать осознанность. Прислушайтесь к себе, это помогает не реагировать на маркетинговые уловки. Спросите себя: «Как часто я буду этим пользоваться? Действительно ли я хочу это купить? Насколько мне это нужно?». На время переключите свое внимание на что-то другое.
• пережить импульсивную покупку безболезненно, сформируйте «счет на выходной» — копилку с деньгами, потратив которые вы не будете жалеть. Ее размер зависит от вашего бюджета.
• не держать на карте большую сумму. На обычной пластиковой карте лучше иметь не большую сумму для повседневных, необходимых трат. Остальные средства храните на накопительном счёте и депозите.
• избегать мест, где можно совершить импульсивную покупку. Если без похода в магазин или онлайн — шопинга не обойтись, составьте лист покупки.
• изучить будущую покупку в интернете. Найдите видео — обзоры, распаковки, статьи, почитайте отзывы. Узнайте не только плюсы, но и минусы. Найдите аналоги по характеристикам, которые стоят дешевле. Попробуйте найти интересующий товар в онлайн-магазинах и сравните цены.
• инвестировать. Это совет не для новичков, а для продвинутых. Когда возникло желание резко потратить деньги, купите акции или откройте накопительный счет. В любом случае это лучше, чем платье, сумка, джемпер, новая пара кроссовок.
• съесть что-нибудь сладкое. Ваш мозг может хотеть не этот конкретный товар, а хоть что-нибудь. С чем это связано? Если мозг устал, у него нет энергии, ему нужно что-то получить для удовольствия.
Ученые выяснили, что усталость мозга ведет к импульсивным покупкам, простая передышка может стать выходом из ситуации.