Согласно исследованию НИУ ВШЭ, Челябинск является одним из лидеров в стране по числу автобусов малой вместимости. 90% транспорта на дорогах города – маршрутки. Хуже дело обстоит только в Волгограде, там они занимают 95% от общего количества транспортных средств. На третьем месте по засилью «маршруток» – Уфа (около 85% общественного транспорта). На доклад Высшей школы экономики в своем блоге обратил внимание Илья Варламов.
По данным аналитиков, парк маршрутных автобусов в России, в котором традиционно преобладали автобусы среднего, большого и особо большого класса сократился с 1990 года в расчете на численность населения в 2,5 раза. Примерно в тех же пропорциях сократился объем автобусных перевозок. Субъекты малого бизнеса, которые с 2010 года были включены в отчеты Росстата, эксплуатируют, как правило, автобусы особо малого класса. Принципиальное отличие перевозок «маршрутками» заключается не только в классе автотранспортных средств, но, главное, в технологии, допускающей отправление по факту наполнения салона (т.е. работу без фиксированного расписания), а также высадку пассажиров «по требованию». В аналитических документах UITP (Union Internationale des Transports Publics — Международный союз общественного транспорта) эта чрезвычайно распространенная в России технология перевозки пассажиров именуется «характерной для развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Африки».