В Челябинской области ежегодно растет количество жертв телефонных мошенников. Как правило, у южноуральцев пытаются выманить деньги по четырем схемам: звонок от сотрудника банка или силового ведомства, мнимый заработок на бирже, обман на сайтах бесплатных объявлений и сценарий о родственнике, попавшем в ДТП. С ноября прошлого года в Челябинской области зафиксировано 130 преступлений по схеме «Звонок родственнику». При этом удалось раскрыть только 35 таких преступлений. Об этом на пресс-конференции по кибермошенничеству рассказал начальник отдела по противодействию преступлениям, совершаемым с применением информационно-телекоммуникационных технологий, главного управления МВД России по Челябинской области Владимир Григорьев.
Банки стараются обезопасить своих клиентов, разрабатывая все новые системы защиты. Начальник управления по работе с партнерами челябинского отделения «Сбербанка» Ирина Звонарева рассказала об усовершенствовании приложения банка по части защиты клиента. В разделе «Безопасность» появилась кнопка проверки входящих звонков — подключив ее, можно получать информацию о номере звонящего. Также появился раздел проверки своей почты и номера телефона, где можно узнать, есть ли эти данные в «теневых» базах. В приложении банка есть возможность закрытия видимости своих счетов — как в самом приложении, так и в банкомате.
«Если мы говорим про социальную инженерию, когда под воздействием эмоций человек начинает выдавать персональные данные, мы запустили сервис помощника, когда можно назначить второго подтверждающего человека, который предупредит хищение денежных средств. Еще важный момент — можно закрыть видимость своих счетов в интернете. Они будут скрыты во всех мобильных приложениях. Также можно поставить запрет на совершение операций в интернете без дополнительного подтверждения в виде смс-кода. У многих подключены банковские карты к сервисам такси, доставки», — рассказывает Ирина Звонарева.
В прошлом году Банк России предложил ряд мер, направленных на защиту интересов граждан, и сейчас дорабатывает их по итогам обсуждения с банковским сообществом. Первая инициатива направлена на изменение механизма возврата денежных средств, если человек перевел их мошенникам.
«На сегодняшний день механизм выявления несанкционированной или подозрительной операции находится в зоне ответственности банка плательщика. Банк России предложил, чтобы эту процедуру осуществляли также на стороне банка получателя. Таким образом, контроль будет осуществляться с двух сторон», — говорит начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского отделения Банка России Людмила Панина.
Кроме того, для защиты потребителей финансовых услуг Банком России в 2021 году направлены в адрес банков два пакета рекомендаций по усилению информационной работы с клиентами, а также по предотвращению финансовых потерь и снижению риска совершения мошеннических операций. Среди них — внедрение сервиса «второй руки», позволяющего пенсионерам и инвалидам назначить себе помощника из числа близких людей для контроля и одобрения операций по карте, предоставление возможности гражданину устанавливать ограничения на максимальную сумму перевода по карте, закрытие вклада или оформление кредита через интернет-банк, предоставление возможности клиенту формировать закрытый перечень лиц, в пользу которых возможно совершить переводы по карте.