Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
BRENT $62.49 -2.17
59.14 +0.3 69.47 +0.17
/ УФАС сообщает об отсутствии конкуренции на торгах в Челябинской области

Дорожное строительство и расселение ветхо-аварийного жилья на Южном Урале проходит без конкуренции. Почему все больше тендеров на освоение бюджетных средств становится предметом работы антимонопольной службы, рассказывает заместитель руководителя ведомства Наталья Сапрыкина.

Наталья Владимировна, какие вы видите проблемы при соблюдении законодательства в контрактной системе? Ведь законодательство меняется, а нарушений меньше не стало.

В наш адрес поступает очень много обращений от предпринимателей, которые жалуются на действия заказчиков. Нарушения выявляются в самых различных сферах, но наиболее популярные — это строительство объектов капитального строительства, это дороги, их содержание и ремонт, это приобретение недвижимого имущества, медицинского оборудования и изделий медицинского назначения. Часто заказчики ненадлежащим образом описывают то, что хотят купить. Дело в том, что любой предприниматель, прочитав документацию на сайте, должен четко понимать, что он может предложить для заказчика, чтобы это удовлетворяло его потребности. На примере Челябинска: в дорожных контрактах вообще невозможно установить, где конкретно необходимо провести работы по восстановлению дорожного полотна.

Власти рапортовали о том, что мы использовали какую-то уникальную методику по централизованному переселению из ветхоаварийного жилья, когда у нас на берегу реки Миасс вырос целый микрорайон. У вас это не вызвало вопросов?

Ряд муниципалитетов объединяется и проводит один такой аукцион. В чем нюанс? Если, например, каждому муниципалитету надо 10, 15, 50 квартир, то в результате такого формирования лота получается, что один застройщик должен предложить такое количество квартир, которое устроит всех. Ну, это может быть и 150 квартир, и 200. Такое укрепление лота, на наш взгляд, ведет к уменьшению круга возможных участников. По всем этим закупкам у нас получилось так, что выиграла одна компания, которая стала единственным участником. Фактически конкуренции при проведении таких торгов не было. Конечно, плюсы от этого имеются — все муниципалитеты решили вопросы переселения из ветхоаварийного жилья. Но вот с точки зрения конкуренции вопросы возникают по соблюдению законодательства в контрактной системе.

яма

Перейдем к дорожной теме. В прошлом году УФАС очень плотно занималась контрактами на обслуживание дорог на сумму 12 миллиардов рублей. Сейчас этот вопрос еще остается в вашем ведении?

Речь идет о дорогах регионального значения. Этим вопросом у нас занимается министерство дорожного хозяйства Челябинской области. Действительно был размещен заказ на 12 миллиардов на три года абсолютно на все дороги Челябинской области. Выиграла и стала единственным участником компания «Южуралмост». Торги были оспорены в центральном аппарате ФАС России, было вынесено решение, но суд не поддержал позицию по поводу того, что такое укрупнение лота приводит к ограничению конкуренции. Параллельно в этот же период в Питере была похожая ситуация. В Челябинске дорогами занимается управление дорожного хозяйства города. У нас тоже есть претензии к тому, каким образом размещаются заказы в этой сфере. Во-первых, весь город одним лотом идет, во-вторых, непонятно, где, что делать конкретно. Мы квалифицировали это как нарушение законодательства, мы привлекали должностных лиц к административной ответственности, возбудили дело о нарушении антимонопольного законодательства, нам дано время приготовить все свои претензии в письменном виде. В Челябинске контракт тоже заключен на три года на сумму более 4 миллиардов рублей, опять же, единым лотом.

Большой проблемой в прошлом году стали закупки программного обеспечения органами власти. По правилам, заказчики должны здесь импортозамещать все, что только можно.

Принято постановление правительства, которое предусматривает запрет на приобретение иностранных программных продуктов всеми заказчиками, которые попадают под сферу действия 44 ФЗ. Существует реестр программных продуктов российского производства, который ведет министерство связи РФ. Задача заказчика сегодня выяснить есть ли в реестре программа с тем функционалом, который ему требуется. Если в реестре программа с нужными характеристиками отсутствует, то он может купить зарубежное ПО, но при этом обосновать свою покупку в документации. Применение этого нормативного акта вызывает вопросы у заказчиков. Хотя законодательство сегодня построено на том, чтобы заказчик лишь принимал решение можно ли покупать иностранное ПО, для этого и нужно заглядывать в реестр. Но это совсем не значит, что запрещено участвовать в торгах компаниям, которые не вошли в реестр. Вот такой пробел в законодательстве: заказчик формально объявляет торги на приобретение отечественного ПО, а подать заявку может хоть кто.

То есть, программы Excel, Word — это все сейчас под запретом?

В общем-то, да. Но повторюсь, это все зависит от потребности заказчика. Если он обоснует необходимость именно этого функционала, к примеру, заказчик работает с какой-то программой или системой, которая работает исключительно на платформе данных производителей, то, конечно, он может обосновать, что работает именно с этой программой. И тогда только он может купить эту программу вне зависимости от страны производства.

Татьяна Шабурова

 

Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону (351) 264-01-03

Оставить свой комментарий

Введите слово на картинке
CAPTCHA

Это интересно

Последние материалы