Эту историю на пресс-конференции по злоупотреблениям микрофинансовых организаций, рассказала уполномоченный по правам человека в Челябинской области Маргарита Павлова. Пострадавший от действий коллекторов обратился в аппарат омбудсмена, но выйти с ним на связь не удалось, рассказывает Павлова.
«Понятно, что-либо мужчина скрывается от этих самых коллекторов, либо можно что угодно предположить. Мы надеемся, что он жив-здоров и все с ним в порядке. Он обращался за помощью именно в правоохранительные органы, но ему там не было оказано достаточной поддержки. Поэтому, видимо, он сам вынужден решать проблемы своей семьи. Как всегда, ему поступали угрозы, ему разбили стекла в квартире и вот сейчас мы его разыскиваем», — отмечает омбудсмен.
Институт микрофинансирования изначально задумывался как инструмент для бизнеса. На сегодня клиентами таких организаций стали более трех миллионов человек. Но не бизнесмены, а обычные граждане. Треть из них имеют просроченную задолженность — это данные правозащитника Вячеслава Курилина. Проблема настолько серьезная, что одним улучшением финансовой грамотности населения её не решить, убежден эксперт.
«Мы непосредственно в микрофинансовой компании застали девушку, которая оформляла займ. Когда ее пытались отговорить, спрашивали у нее: вы понимаете, на каких условиях берете микрозайм, как вам придется его отдавать? Она не смогла ответить ни на один вопрос. Она твердила, что ей нужно пять тысяч, а сколько придется отдать — «Я не знаю, но точно отдам», — рассказывает Курилин.
Часть клиентов микрофинансовых организаций уже сталкивалась с коллекторами, которым МФО продают долги. Примечательно, что под удар в этом случае чаще попадает не сам заемщик, а его родные и близкие. Иногда — очень дальние родственники. Свою историю рассказывает учительница одного из элитных лицеев Челябинска Анна Качан.
«В начале весны ей (родственнице, — прим.ред.) одобрили кредит, несмотря на наши предупреждения о том, что она не сможет его вернуть. Сейчас с нас буквально выбивают возвращение этого долга. Мне непонятно, имеет ли право работник микрофинансовой компании требовать погасить долг с родственника, который к нему не имеет никакого отношения. Мало того, мы не давали положительной характеристики, мы действительно с ней мало знакомы, я так вообще с ней не знакома. Используют методы в виде автодозвона, звонят по 8 раз за ночь и днем не прекращаются звонки», — говорит женщина.
Спустя несколько дней после появления звонков с требованием вернуть долг, Анна написала заявление в полицию. Регулярные звонки прекратились, однако уже с другого номера ей позвонили и, представившись сотрудниками Центрального Банка, потребовали того же, пригрозив коллекторами.
Татьяна Шабурова
Читайте также:
— Южноуральские депутаты предлагают запретить продажу долгов заемщиков коллекторам