Почти год на рынке челябинской недвижимости настоящий бум. Во многом этому поспособствовали льготные условия кредитования. Строительная отрасль старается удовлетворить потребности населения. Но всегда ли это возможно в городе, особенно с учетом того, что мэрии и девелоперам необходимо постоянно преодолевать трудности недофинансирования? Это обсуждали во время конференции по развитию рынка недвижимости, организованной изданием «Ъ-Южный Урал».
Вопрос о том, как будет развиваться и выглядеть Челябинск, последние годы стоит достаточно остро. В городе стали появляться новые арт-объекты, муралы и благоустраиваться общественные пространства. Однако как будет меняться архитектурный облик Челябинска не до конца понятно. Конечно, хочется добавить уникальности и узнаваемости, но строительство типовых жилых домов по-прежнему стоит намного дешевле индивидуальных проектов. И жилье эконом-класса пользуется большим спросом. А это значит, что говорить об отходе от панельного строительства пока преждевременно. Тем более власти планируют ввести в этом году 1,67 млн кв. м жилых площадей.
«Мы собирались и думали по поводу того, как мы, управление архитектуры, видим будущее строительства. Полностью отказ от панелек, полностью переход на индивидуальные проекты? Мы поняли, что это рынок, эволюция, которая складывается сама по себе. В панельном строительстве нет ничего плохого. Это до сих пор один их топовых инструментов в Европе, которая продолжает их строить. Один вопрос — время показывает, что это не самый жизнестойкий вид жилья. Тогда как, например, у нас есть примеры всех исторических центров, в том числе в Челябинске. „Сталинки“, кирпич, бетон, каркасные строения доказали то, что они могут деформироваться на вызовы, которые возникают во времени, кризисы. То есть, спокойно „сталинка“ была жилым домом, сейчас мы понимаем, что там могут быть магазины», — рассказала заместитель начальника управления по архитектурно-градостроительному проектированию администрации Челябинска Ольга Никитина.
Однако не все челябинцы хотят жить в однотипных панельных микрорайонах. Поэтому обеспеченные жители стремятся уехать от однообразных видов и шумных соседей за город. Там по цене «квадрата» элитного жилья они приобретают не только дом, но и земельный участок. Минус такого переезда — отсутствие привычной городской инфраструктуры — детских садов и школ. Также достаточно проблематично уехать в загородном направлении, не имея личной машины.
«В Челябинске надо реально уже создавать загородный район, у которого абсолютно другие проблемы, абсолютно другие решения должны быть. Только за последний год около 20 тысяч семей переселилось в Сосновский район в Кременкульское сельское поселение. Этот муниципалитет имеет бюджет всего 55 миллионов в год. То есть, с самыми богатыми жителями Челябинска, они оперируют всего 55 миллионами в год. Это копейки. В Татарстане в таком же поселке живет 8 тысяч человек, а у них бюджет 550 миллионов, благодаря дотациям, субсидиям. В Челябинске ужасная ситуация с поставками. Они все отсрачиваются. Раньше можно было делать предоплату 30%, сейчас требует 157% вперед для того, чтобы поставить материалы. Придется еще 2-3 месяца и еще тысячу рублей на квадратный метр потратить, чтобы перепроектировать объекты на другие строительные материалы. Придется переделывать продукт под материалы, где поставщики или производители не ведут себя таким суперкапиталистическим образом», — пояснил управляющий партнер компании Development-PRO Вахтанг Чикаберидзе.
Для решения возникающих инфраструктурных задач требуется существенное денежное вливание. Но не всегда застройщики могут получить займы под низкий процент в банке. В качестве меры поддержки строительной отрасли федеральные власти разработали новый механизм — инфраструктурные облигации. Они позволят получить деньги под 3-3,5%.
«Челябинская область стала одним из пилотных регионов программы ДОМ. РФ с использованием механизмов инфраструктурных облигаций. Мы и еще один застройщик — „Флай плэнинг“ — были отобраны правительством. В рамках программы мы будем осуществлять строительство социальной и инженерной инфраструктуры в поселке Западный, в микрорайоне Белый хутор. В нем будет и школа на 1100 мест, и детский сад на 290 мест, потому садик, который мы строили для своих жильцов на 220 мест, на сегодняшний день вынужден обслуживать другие микрорайоны, его, конечно, не хватает. Строим еще один детский сад, завершаем полностью благоустройство и завершаем стройку жилья. На сегодняшний день имеется разрешение на 110 тысяч квадратных метров», — прокомментировал генеральный директор ЮУ КЖСИ Владимир Атаманченко.
Но подобные методы подходят, скорее, для точечных решений проблемы. Для широких задач требуется более глобальные меры. И областные власти решили вернуться к идее создания Челябинской агломерации. Программа была разработана еще семь лет назад, но оставалась не востребованной. Ее внедрение позволит установить общие требования, нормы и финансирование для недвижимости, расположенной в границах агломерации.
«Это достаточно большой и глубокий документ, который учитывает развитие городской инфраструктуры. Была изучена маятниковая активность. В Челябинскую агломерацию входит аж семь муниципальных образований, кроме Челябинска. Конечно же, самые динамично развивающиеся — Челябинск, Сосновский район, Копейск. Мы тщательно и ревностно отслеживаем то, что генплан и территория должны быть увязаны именно с этими документами территориального планирования. Давным-давно мы понимали, что развитие не может быть сосредоточенным только в одном Челябинске по той причине, что земельный банк весьма ограничен, и на территории Челябинска достаточно не много свободных муниципальных земель для застройки», — сообщил заместитель губернатора Челябинской области Сергей Шаль.
Эксперты в области строительства, региональные и городские власти сошлись в одном. Главная задача в ближайшие годы — остановить отток населения из Челябинска и сделать его окрестности комфортными для проживания, функциональными и красивыми. Что из задуманного получится реализовать, а что нет — покажет время.