Администрация Челябинска ведет переговоры с руководством торгово-развлекательных комплексов о размещении на их прилегающей территории павильонов для продажи продукции местных производителей. Мэрия запросила у руководителей магазинов информацию о свободной площади, которую предприниматели могут выделить для организации точек продаж. Об этом Bfm74.ru рассказали в пресс-службе городской администрации.
Установить павильоны и ларьки возле ТРК и сетевых моллов, как сообщалось ранее, поручил Минпромторг РФ. По задумке федеральных чиновников, фермеры, местные производители обуви и одежды таким образом смогут воспользоваться покупательским трафиком крупных магазинов.
«Мера направлена на стимулирование предпринимательской активности и создание условий для сбыта продукции отечественных сельскохозяйственных и продовольственных товаропроизводителей, фермеров. Муниципалитетам рекомендовано взять под контроль работу по данному направлению», — уточнили в Минэкономразвития Челябинской области.
В мэрии Челябинска заявили, что если ТРК согласятся поставить на своей территории ларьки, то объекты будут соответствовать городскому дизайн-коду.
«В настоящий момент в Челябинске действует дизайн-код для таких объектов, которым в том числе утверждены 55 типовых эскизных проектов для 8 видов НТО. Считаем целесообразным внешний вид НТО приводить в соответствие с общим дизайн кодом города», — заявили в пресс-службе мэрии.
Ларьки возле торговых комплексов могут выглядеть так...
...или так
А НТО сезонной торговли могут выглядеть так
Источник изображений — дизайн-код нестационарных торговых объектов в Челябинске
Корреспондент Bfm74.ru направил запросы во все крупные ТРК Челябинской области. В некоторых комплексах тактично отказались от комментариев, где-то сотрудники не скрывали своего раздражения. Вероятно, руководители магазинов болезненно воспринимают эту тему. Зато в ТРК «Таганай» нам ответили, что поддерживают идею. Однако у комплекса слишком маленькая прилегающая территория, поэтому разместить там НТО невозможно. В ТРК «Елки» тоже недостаточно площади, поэтому с ним мэрия не ведет переговоры.
Руководитель челябинской ассоциации киоскеров Ирина Плещева подтвердила, что ТРК и крупные торговые сети не поддерживают инициативу Минпромторга. Они не заинтересованы в помощи малому бизнесу. При этом на практике такое сотрудничество могло бы быть взаимовыгодным.
«Мне кажется, что этот симбиоз мог бы работать. Понятно, что возле ТРК более целевой трафик. Если малому бизнесу торговать на остановках, то там люди озадачены своими делами — едут на работу, куда-то спешат. А в ТРК они идут именно за покупками. Часть из них они могли бы делать в павильонах. Я думаю, что местные фермеры — не конкуренты сетевым продуктовым магазинам. Кто-то привык покупать фермерскую сметану, например. Он купить все остальное в „Ашане“, а сметану возьмет у фермера рядом. Думаю, ТРК от этого ничего не потеряют, а только приобретут», — говорит Ирина Плещева.
По словам Ирины Плещевой, крупные торговые комплексы на фоне кризиса и потери арендаторов боятся упустить каждую копейку. Минпромторг прогнозировал, что сокращение выручки ТРК из-за организации торговли на улице может составить до 5%. Даже такие убытки в текущей ситуации могут быть критичны.
Как ранее сообщал Bfm74.ru, на торговых комплексах сказался уход иностранных брендов. Их магазины были якорными, они притягивали посетителей и увеличивали общий трафик ТРК. Сейчас многие компании вернулись под новыми именами. Однако в прошлом году по сравнению с 2019 годом трафик упал на 24%.
Руководитель ассоциации киоскеров Ирина Плещева считает, что идея Минпромторга РФ не будет жизнеспособна, пока предложения носят рекомендательный характер. ТРК никогда не пойдут навстречу малому бизнесу. Ирина Плещева предлагает другую форму самоорганизации предпринимателей — союз фермеров и киоскеров. Местные сельхозпроизводители могли бы создавать коллаборации с уже работающими на рынке владельцами НТО.
«Сейчас в Челябинской области есть норма закона, что фермеры или предприятия, которые торгуют их продукцией, могут ставить объекты почти в любом месте безо всяких торгов. Это их безусловное право, а не какая-то амнистия. Но фермерам гораздо выгоднее встать где-то, разложить столик, поторговать и уехать. Они не хотят сами нести сопутствующие расходы на содержание НТО, которые могут составлять от 50 до 70% выручки. Поэтому объекты торговли фермеров в Челябинске можно по пальцам перечесть. Гораздо правильнее было с помощью мэрии создать открытую биржу контактов, где владельцы уже существующих НТО могли бы заключать договора о продаже продукции с фермерами», — предлагает Ирина Плещева.
В Челябинске в течение нескольких лет активно борются с незаконными ларьками. Для этого принимались специальные правовые акты, где прописаны упрощенные правила для демонтажа киосков. В городе снесли несколько сотен НТО. При этом добросовестным киоскерам предоставили право на «амнистию».