В Челябинске в 2023 году увеличилось число кофеен из-за роста спроса покупателей на кофе. Тренд является общероссийским — все больше кофеен открывается в крупных городах по франшизе, развивается сегмент мобильной торговли. Сайт Bfm74.ru рассказывает о нынешних особенностях этого бизнеса.
«В 2023 году число розничных точек продаж готового кофе в городах-миллионниках РФ выросло на 10% год к году после провала в 2022 году, когда количество подобных заведений, напротив, сократилось на 27%. Но теперь из-за возросших затрат на запуск заведений и роста популярности кофе навынос бизнес стал фокусироваться на точках малого формата, что, по мнению игроков рынка, позволит в дальнейшем сохранить динамику открытий новых кофеен», — сообщает издание «Коммерсант».
По данным 2ГИС (есть в распоряжении сайта Bfm74.ru), в Челябинске за год на 4% выросло количество точек кофе навынос. Число классических кофеен в городе практически не изменилось — стало на 1% меньше. По стоимости капучино и латте Челябинск занимает восьмую позицию в общероссийском рейтинге. Стоимость стаканчика латте — 206,4 рубля, капучино — 194,3 рубля.
Если выпивать в кофейне по одной чашке любимого напитка в день, то фанаты латте в Челябинске потратят 6,2 тысячи рублей или 10,9% средней зарплаты в месяц. Любители капучино — 5,8 тысячи рублей или 10,3% от зарплаты, что чуть больше, чем в среднем по России.
В сервисе «Чек Индекс» Bfm74.ru сообщили, что средний чек кофе навынос в январе 2024 года составлял 198 рублей, что на 12% выше, чем в январе 2023 года. Число покупок в 2023 году выросло на 15%, а оборот увеличился на 30%. Рынок показал высокие темпы адаптации, а покупатель вновь восстановил потребление.
«Кофейни в их традиционном виде со столиками и сопутствующей выпечкой начинают уходить с рынка. Меняется формат заведений. Все больше розничных точек продаж кофе работает навынос, растет число кофе-поинтов (кофейня самообслуживания. — Прим. ред.) и кофейных автоматов в супермаркетах. В ближайшие 10 лет кофейни с залами для посетителей и вовсе уйдут с рынка, поскольку не будут востребованы. Кофейный бизнес приобретет мобильность, развитие получил формат мобильной торговли, розничных „островков“ в супермаркетах»,— сообщил Bfm74.ru владелец мобильного кофейного фудтрака Doza Coffee Сергей Куребеда.
По его словам, с 2022 года у производителей кофе значительно возросли расходы, в основном за счет увеличения затрат на логистику и транспортировку кофейных зерен из Бразилии.
«Цена на кофе привязана к курсу валюты, стоимость сырья не снижается для производителей. Затраты на логистику и транспортировку выросли в 2023 году в 2,5 раза. В основном сырье завозится из Бразилии. В связи с ростом расходов увеличилась цена за чашку кофе. К примеру, в 2015 году я продавал 0,3 литра латте за 150 рублей, сегодня — за 200 рублей. Люфта для роста цены нет, поскольку в этом случае кофе просто перестанут покупать», — пояснил Сергей Куребеда.
Владельцы розничных точек продаж и кофейных фудтраков зачастую сами встают за прилавок, поскольку не могут позволить себе расширить штат компании. Продажа кофе не является высокорентабельным бизнесом, в этой сфере продолжительный срок окупаемости инвестиций, с учетом роста затрат на сырье и фонд оплаты труда, многие работают с минимальной рентабельностью.
Магазины нового технологичного формата, к примеру, такие как «Жизньмарт», имеют возможность занижать стоимость чашки кофе, без ущерба его качеству, отмечает Сергей Куребеда. Для них такой демпинг возможен, поскольку продажа готового кофе — не основной источник доходов, а сопутствующий товар. Традиционным кофейням тяжело конкурировать с магазинчиками такого формата по ценам, поэтому они вынуждены терять трафик. Формат мобильной торговли более устойчив к изменениям кофейного рынка.
«Спрос на хороший кофе не падал, даже в период пандемии люди покупали кофе. Сейчас мы отмечаем рост продаж. В основном челябинцы покупают американо и капучино, при этом берут большой стакан. Затраты на кофейные зерна у нас выросли на 30-35% в 2023 году, но еще больше увеличились расходы на бумажные стаканчики, упаковку. После скачка цен на упаковку, мы поменяли поставщиков. В целом продажи хорошего кофе востребованы, думаю, рынок будет развиваться быстрыми темпами», — говорит владелец мобильной точки продаж кофе Coffee Mobile Сергей Хлюпин.
По данным «Чек Индекс», на фоне развития внутреннего туризма, драйвером сегмента стали АЗС, где частота покупок кофе выросла год к году более чем на 30%. Растущую популярность напитка все больше обеспечивают ставшие платежеспособными представители поколения Z. Они имеют более устойчивую привычку потребления кофе.
Кстати, в экономической теории давно укрепился «индекс латте» — индикатор покупательской способности населения. В России спрос на кофе растущий. Самыми популярными видами кофе в крупных городах являются капучино и латте: 68% опрошенных аналитиками 2ГИС выбрали капучино, почти половина (48%) — латте.