Электросамокаты сейчас можно встретить не только на велодорожках и тротуарах, но и на дорогах, где этот транспорт уверенно держится наравне с машинами. В основном, приобретают электросамокаты для отдыха и прогулок. На работу добираться челябинцы пока предпочитают на автомобилях, автобусах и троллейбусах.
«На удивление, покупают самокаты именно люди в возрасте от 30 лет, более-менее состоявшиеся, которые хотят каких-то новых ощущений. Просто ездить на работу редко берут. Берут именно для отдыха всей семьей. У нас чаще всего брали сначала в прокат, бесплатный тест-драйв перед покупкой, и люди уже говорили, что это что-то новое, что не нужно в пробках стоять, по свежему воздуху можно проехаться. В Челябинске это заходит очень медленно, люди боятся этого вида транспорта. То есть мы начинали еще в прошлом году, и это было очень тяжело. А сейчас уже обращаются постоянщики, кто у нас уже покупал или брал в прокат. С каждым годом люди нарастают, и на дорогах в Челябинске людей на самокатах становится ощутимо больше», — говорит учредитель компании по продаже и аренде электросамокатов Алексей Рожков.
Электротранспорт пользуется спросом у людей разных возрастов и профессий. Сотрудник медцентра, массажист-реабилитолог Николай Сумный купил самокат год назад. Правда, на работу на нем не ездит — говорит, плохо оборудованы тротуары.
«Он достаточно легкий, его можно занести в любой магазин, на работу, в дом, в квартиру. У него ограничение 30 километров в час, я до такой скорости не разгоняюсь. Езжу по тротуарам и там, где есть велосипедные дорожки. Использую, когда тепло, исключительно для недалеких поездок по необходимости и на тренировку — это порядка 5,5 километров. У меня даже был случай, когда возле меня остановился мерседес, водитель вышел, много спрашивал про самокат и попросил прокатиться», — рассказал Сумный.
Электросамокаты могут разгоняться до 25−30 километров в час, что не сравнимо со скоростью пешехода. Отсюда вопрос: по каким правилам должен передвигаться такой транспорт. Правозащитник Юрий Панченко считает, что ближе всего электросамокат к велосипеду с мотором и ездить на нем можно как по тротуарам, так и по дорогам.
«Во-первых, у нас такого класса транспортных средств как самокаты в правилах дорожного движения нет. Если это классифицировать как велосипед, то на нем можно ездить по дорогам общего пользования начиная с 14 лет. К пешеходам у нас относятся собственно пешеходы и лица, использующие для передвижения роликовые коньки и самокаты. Самокаты здесь как раз упоминаются. Спорная получается ситуация. Думаю, что для всего, что появляется на рынке транспортных средств, так или иначе нужно прописывать правила передвижения», — пояснил Панченко.
Несмотря на сложности с правилами дорожного движения, те, кто уже приобрел электросамокаты, считают такой вид транспорта удобным и практичным. Без подзарядки на нем можно проехать до 25 километров. Цена самоката за последний год снизилась на 35% и сейчас можно найти модели стоимостью от 10−15 тысяч рублей. В среднем электрический самокат обойдется в 25 тысяч рублей.