Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
92.61 +0.66 100.22 -0.15
Почему у российских компаний не получается встать на инновационные рельсы
Хочу рассказать о своих впечатлениях о круглом столе «Инновации и импортозамещение в металлургии и машиностроении», прошедшем в рамках восьмого международного промышленного форума. В конференции участвовали крупнейшие предприятия региона — «Мечел», «Магнезит», а также инновационные компании среднего бизнеса




Интересен опыт чешской компании «Anaj», занимающейся производством и восстановлением металлорежущего инструмента. Вообще, заводы, имеющие европейские площадки, как например, «Магнезит», гораздо быстрее движутся в сторону инноваций. Причина — внедрение систем менеджмента качества ISO, LEAN, Stage Gate, PMI и других, сделавших практику постоянных улучшений нормой работы компании.

Технологизация мышления персонала — давно устоявшаяся норма работы как западных, так и азиатских компаний, где без внедрения перечисленных концепций не обходится ни одно «среднее» производство, не говоря уже о крупных фирмах.


Другой пласт инновационных предприятий — компании среднего бизнеса, способные «поймать» тренды и наладившие современное производство — высокотемпературные пластики, новейшие износостойкие покрытия и т. д.

Трудности инновационного пути развития участники выделили следующие: проведение аукционов, в которых не учитываются эксплуатационные характеристики, а приоритет отдается цене. Но, как известно, в нашей стране строгость законов смягчается необязательностью их выполнения — получается такой трудный, извилистый путь от убеждения заказчика до организации тендера под свои преимущества.

Второй, колоссальный тормоз развития инноваций, состоит в том, что многократное повышение эффективности инновационных решений упирается в «накатанные» процессы снабжения крупных предприятий. С этим бороться трудно, и здесь инноваторы как правило, отступают, предпочитая общаться там, где мыслят категориями результата и эффективности и где их, соответственно, слышат.

Третья, мощная проблема, которую заострил советник по науке и инновациям Центра развития промышленных инноваций Николай Горбунов — недостаточное развитие в нашей стране университетов с точки зрения инновационной деятельности.

К примеру, в Китае, инвестирующем последнее десятилетие в развитие университетов, каждый аспирант обязан довести свою работу до заявки на получение патента на изобретение. Это — критерий результативности.

В России же, где акцент ставится на диссертации, инновационная деятельность смещается к периферии. Пару десятилетий назад Китай поставил целью выйти на первое место в мире по патентной активности (измеряется в количестве патентов на 10000 чел.). Сегодня китайцы достигли своей цели.


В своем докладе я оттолкнулся от данных по производительности труда в современной России, которая ниже соответствующего показателя ЕС в 2 раза и США — в 2,5 раза, что можно считать косвенным показателем инновационной направленности экономики. Конечно, ее развитие сдерживается перечисленными выше факторами, но есть еще одна, очень важная составляющая, на которой хотел бы остановиться особо.

В марте этого года в методологической школе управления «Пестово» Андрей Реус сделал доклад, в ходе которого обратил особое внимание на многослойность мышления современного персонала, который одинаково хорошо должен владеть как языком предметной деятельности (по сути, быть профессионалом в своей области), так и инструментами технологизации мышления, к которым можно отнести инструменты теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), симплекс-метод, СМД-методологию, LEAN как концепцию постоянных улучшений, теорию ограничения систем (ТОС) и другие методы и концепции, задающие направленность.

К сожалению, Россия сильно проигрывает другим странам в массовости освоения технологий мышления специалиста. У нас акценты смещены в сторону профессиональных языков. Разумеется, без развитых профессиональных компетенций — никуда, но упор на одни лишь языки дисциплинарного общения для «поточного» производства инноваций категорически недостаточно!


Возникает, на первый взгляд, странная ситуация: компании, обладающие высококвалифицированными кадрами, оказываются в ситуации, когда создание инноваций остается на откуп энтузиастам и не является постоянной практикой работы предприятия, за редким исключением. Чтобы сдвинуть этот пласт, необходимо как минимум, у ранних последователей (15%) среди исполнителей и как минимум у 30% руководителей среднего звена крупного бизнеса сформировать устойчивые компетенции в области технологий профессионального мышления. Следует внимательно присмотреться к опыту Китая, разработать программу внедрения таких технологий, в особенности, среди управленцев.

Помимо выстроенной учебной программы критерием успешного прохождения обучения должна стать, например, заявка в Патентное ведомство или, как минимум, решение конкретной производственной задачи с расчетом экономической эффективности.


Взаимодействие бизнеса с вузами в разных формах — прямой диалог или партнерство, выстроенное через корпоративные университеты компаний — это вопрос, требующий самой тщательной проработки, если мы хотим говорить о переходе на инновационный путь развития.

Фото: loveopium.ru
Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE