Интересен опыт чешской компании «Anaj», занимающейся производством и восстановлением металлорежущего инструмента. Вообще, заводы, имеющие европейские площадки, как например, «Магнезит», гораздо быстрее движутся в сторону инноваций. Причина — внедрение систем менеджмента качества ISO, LEAN, Stage Gate, PMI и других, сделавших практику постоянных улучшений нормой работы компании.
Технологизация мышления персонала — давно устоявшаяся норма работы как западных, так и азиатских компаний, где без внедрения перечисленных концепций не обходится ни одно «среднее» производство, не говоря уже о крупных фирмах.
Другой пласт инновационных предприятий — компании среднего бизнеса, способные «поймать» тренды и наладившие современное производство — высокотемпературные пластики, новейшие износостойкие покрытия и т. д.
Трудности инновационного пути развития участники выделили следующие: проведение аукционов, в которых не учитываются эксплуатационные характеристики, а приоритет отдается цене. Но, как известно, в нашей стране строгость законов смягчается необязательностью их выполнения — получается такой трудный, извилистый путь от убеждения заказчика до организации тендера под свои преимущества.
Второй, колоссальный тормоз развития инноваций, состоит в том, что многократное повышение эффективности инновационных решений упирается в «накатанные» процессы снабжения крупных предприятий. С этим бороться трудно, и здесь инноваторы как правило, отступают, предпочитая общаться там, где мыслят категориями результата и эффективности и где их, соответственно, слышат.
Третья, мощная проблема, которую заострил советник по науке и инновациям Центра развития промышленных инноваций Николай Горбунов — недостаточное развитие в нашей стране университетов с точки зрения инновационной деятельности.
К примеру, в Китае, инвестирующем последнее десятилетие в развитие университетов, каждый аспирант обязан довести свою работу до заявки на получение патента на изобретение. Это — критерий результативности.
В России же, где акцент ставится на диссертации, инновационная деятельность смещается к периферии. Пару десятилетий назад Китай поставил целью выйти на первое место в мире по патентной активности (измеряется в количестве патентов на 10000 чел.). Сегодня китайцы достигли своей цели.
В своем докладе я оттолкнулся от данных по производительности труда в современной России, которая ниже соответствующего показателя ЕС в 2 раза и США — в 2,5 раза, что можно считать косвенным показателем инновационной направленности экономики. Конечно, ее развитие сдерживается перечисленными выше факторами, но есть еще одна, очень важная составляющая, на которой хотел бы остановиться особо.
В марте этого года в методологической школе управления «Пестово» Андрей Реус сделал доклад, в ходе которого обратил особое внимание на многослойность мышления современного персонала, который одинаково хорошо должен владеть как языком предметной деятельности (по сути, быть профессионалом в своей области), так и инструментами технологизации мышления, к которым можно отнести инструменты теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), симплекс-метод, СМД-методологию, LEAN как концепцию постоянных улучшений, теорию ограничения систем (ТОС) и другие методы и концепции, задающие направленность.
К сожалению, Россия сильно проигрывает другим странам в массовости освоения технологий мышления специалиста. У нас акценты смещены в сторону профессиональных языков. Разумеется, без развитых профессиональных компетенций — никуда, но упор на одни лишь языки дисциплинарного общения для «поточного» производства инноваций категорически недостаточно!
Возникает, на первый взгляд, странная ситуация: компании, обладающие высококвалифицированными кадрами, оказываются в ситуации, когда создание инноваций остается на откуп энтузиастам и не является постоянной практикой работы предприятия, за редким исключением. Чтобы сдвинуть этот пласт, необходимо как минимум, у ранних последователей (15%) среди исполнителей и как минимум у 30% руководителей среднего звена крупного бизнеса сформировать устойчивые компетенции в области технологий профессионального мышления. Следует внимательно присмотреться к опыту Китая, разработать программу внедрения таких технологий, в особенности, среди управленцев.
Помимо выстроенной учебной программы критерием успешного прохождения обучения должна стать, например, заявка в Патентное ведомство или, как минимум, решение конкретной производственной задачи с расчетом экономической эффективности.
Взаимодействие бизнеса с вузами в разных формах — прямой диалог или партнерство, выстроенное через корпоративные университеты компаний — это вопрос, требующий самой тщательной проработки, если мы хотим говорить о переходе на инновационный путь развития.
Фото: loveopium.ru