Количество туристов, прибывающих на Южный Урал из других регионов и даже стран, с каждым годом растет. Однако качественного скачка в этой сфере не будет без изменения в системе управления. Развитие туризма на Южном Урале — тема слишком широкая для министерства культуры, которое сейчас курирует этот вопрос. Туризм — это не столько организация мероприятий, сколько строительство инфраструктуры, обеспечение безопасности и информационного сопровождения. В этом случае целесообразно создать отдельное профильное ведомство, как это сделано в других регионах.
«Туризм у нас все-таки немного отличается от того же Санкт-Петербурга или Золотого кольца России, где все крутится вокруг культурного наследия. Там строить ничего не надо, нужно только показывать. У нас же туризм связан с рекреацией, со строительством новых отелей, другой инфраструктуры. В наших регионах необходимо создание отдельных структур, как это уже сделано на Алтае или в Тюменской области», — считает гендиректор рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф» Дмитрий Довбня.
Туризм на Южном Урале — это красивейшие горы, озера и национальные парки. Такие территории развивать труднее всего, поскольку согласовать в их границах строительство практически невозможно.
«Все участки, которые привлекательны для инвесторов, имеют статус либо Гослесфонда, либо они попадают под статус памятника природы федерального или регионального значения. Поэтому решение о старте особенно крупных инвестиционных проектов должны быть очень взвешены. Точно могу сказать, что если бы мы не имели обозначенных ограничений, в Челябинской области мы имели бы шквал предложений от интересантов на самые разные проекты», — комментирует директор агентства инвестиционного развития области Анатолий Лобко.
Ускорит развитие туристической сферы на Южном Урале создание кластера «Синегорье». В него вошли «Солнечная Долина», нацпарк «Таганай», Златоустовские оружейные фабрики и горячие источники под Челябинском. Предполагается, что на поддержку этих проектов выделит деньги федеральный бюджет и инвесторы.