Власти Челябинской области планируют 8 декабря разместить семилетние облигации на 7 млрд рублей для покрытия бюджетного дефицита. Эмиссионные долговые бумаги станут основным инструментом привлечения дополнительного финансирования в 2021 году. Кредитные линии, которые были открыты в результате конкурсных процедур, будут использовать в крайнем случае. Об этом на брифинге журналистам рассказал министр финансов региона Андрей Пшеницын. По его словам, этот способ заимствования более выгоден, чем краткосрочные кредиты. Восемь кредитных линий на 13 млрд рублей были открыты Челябинской области со сроком возвратности денег в один год. Ставка по ним на 1% превышает ключевую ставку ЦБ РФ.
«У нас нет пока ни одного рубля коммерческих кредитов. Наша долговая нагрузка позволяет нам выпустить облигации. Мы считаем, именно этот формат заимствований является более выгодным. Ставка по нему сравнима со ставкой по кредитам. Однако долгосрочное размещение облигаций более выгодно, чем получение краткосрочных кредитов. Раньше мы не прибегали к облигационным займам, потому что это было не так выгодно для регионов. Деньги банков мы, возможно, используем, если они нам понадобятся, но мы к тому времени еще не получим деньги по облигационному займу. Мы сможем перебиться этими кредитными линиями. Скорее всего, они нам не понадобятся», — прокомментировал Андрей Пшеницын.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер на уровне Госсовета работает над привлечением государственных бюджетных кредитов для покрытия дефицита. Минфин РФ уже сообщил, что готов предоставить регионам краткосрочные займы. Также у Челябинской области есть возможность в экстренных ситуациях прибегать к «казначейским кредитам». Это средства, которые можно взять из федерального бюджета по ставке 0,1% на 240 дней.
По мнению экономиста Сергея Гордеева, в текущей экономической ситуации области лучше придерживаться политики жесткой экономии.
«Масштаб дефицита бюджета существенный. Аналогов у нас не было. Все меры являются экспериментальными. Насколько может быть удачным облигационный заем — вопрос сложный. В конечном итоге области за любое заимствование придется платить. Нужно жить по средствам, потому что не факт, что в следующем году и далее у нас появятся доходы в таком объеме, чтобы рассчитаться с долгами. Как бы не пришлось опять занимать. Это уже не финансовая, а экономическая проблема наполняемости бюджета Челябинской области. Все-таки по ряду расходов в 2021 году мы видим снижение бюджетных расходов», — говорит Сергей Гордеев.
Как сообщил Андрей Пшеницын, пандемия коронавируса обошлась бюджету Челябинской области в 20 млрд рублей, из которых 11 млрд рублей — средства федерального бюджета. Сумма недополученных из-за «коронакризиса» доходов в 2020 году — 15 млрд рублей. Часть потерь компенсированы за счет федеральных дотаций на общую сумму более 8 млрд рублей.
В заксобрание Челябинской области внесли проект бюджет на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, который предполагает дефицит в 22,5 млрд рублей. Доходы на 2021 год прогнозируются на уровне 185,5 млрд рублей, расходы — 208 млрд рублей. 70% расходов будут социально-ориентированными. 18% средств (35 млрд рублей) будут направлены на развитие инфраструктуры.
«Специального режима экономии в 2021 году не предусматривается. Предусматриваются только мероприятия, которые направлены на повышение эффективности расходов. Этой работой мы занимаемся постоянно. Со всеми министерствами еженедельно просматриваем их расходы, таким образом добиваясь максимальной эффективности их использования », — подчеркнул Андрей Пшеницын.
Сокращения объемов межбюджетных трансфертов муниципалитетам в 2021 году не будет, сообщил Андрей Пшеницын. Почти половина регионального бюджета будет направлена в районы. Объем дотаций составит 97 млрд рублей, в 1,5 раза по сравнению с 2020 годом увеличится размер субсидий на капитальный ремонт дорог в территориях. Кроме того, целевая субсидия в размере 750 млн рублей будет расходоваться через механизм инициативного бюджетирования при непосредственном участии жителей. С 1 января 2021 года в бюджеты городов и районов будут передаваться доходы за негативное воздействие предприятий на экологию. Также муниципалитетам будет перечисляться 50% налога на добычу полезных ископаемых и 60% средств, полученных по упрощенной системе налогообложения. Общая сумма дополнительных налоговых поступлений составит 6,9 млрд рублей.
Председатель челябинского отделения «Деловой России» Константин Захаров считает, что нужно мотивировать муниципалитеты на то, чтобы они увеличивали собственные доходы, а не ждали дотаций из областного бюджета.
«Из 49 муниципальных образований все получают дотации. Причина дефицита в том, что муниципалитеты не очень активно работают над привлечением бизнеса и увеличением своих доходов. С другой стороны, система государственных межбюджетных отношений этому не способствует. Если муниципальное образование, например, показывает дополнительные доходы к предыдущему году, ему надо давать больше денег. Сегодня у нас больше денег получают те, у кого их меньше всего. Регион должен закрывать кассовый разрыв и давать дополнительные средства тем, кто приносит деньги», — отмечает Константин Захаров.
Запущены процедурные механизмы по согласованию бюджета Челябинской области. Документ проверят аудиторы КСП. Комитетам закосбрания дали семь дней на его обсуждение. 8 декабря пройдут публичные слушания. В первом чтении бюджет должны принять 15 декабря. Окончательная редакция главного финансового документа региона будет утверждена 24 декабря.