Губернатор Челябинской области представил проект организации движения в южноуральской столице метротрамвая. Он сочетает в себе элементы изначального, еще советского плана создания метрополитена в Челябинске, и новые технологические решения. Завершение работ по первоначальному проекту потребовало бы колоссальных вложений. Только на достройку первой пусковой линии нужно более 100 млрд рублей. Новая версия плана предусматривает использование метротрамвая с интеграцией в существующую трамвайную сеть.
«Мы разработали не просто метро, это метротрамвай. То есть интеграция метро в действующую трамвайную сеть. Это значит, что центр города метротрамвай будет проезжать максимально быстро, будет связывать другие районы города через центр. Сейчас, понятно, движение в центре более медленное. Поэтому мы рассчитываем на новую мобильность наших жителей, на увеличение пассажиропотока электротранспорта. Будут две пересекающихся подземных ветки и метротрамвай. Мы рассчитываем, что это будут вагоны, произведенные здесь же, в Челябинской области, на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, — двух или трехсекционный трамваи. Трамвай будет находиться на поверхности, спускаться под землю, а потом так же выезжать из-под земли. Человек сможет у себя в районе, где он живет, сесть в трамвай и заехать в туннель метро, никуда не выходя, не пересаживаясь. Это очень удобно, как раз увеличивает транспортную мобильность жителей Челябинска», — рассказал губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
Общая стоимость нового проекта составит около 45 млрд рублей. Эти средства регион сможет привлечь за счет инфраструктурного кредита. Сейчас построены платформа и вестибюль № 2 станции «Комсомольская площадь». Почти завершены платформа и один из двух вестибюлей станции «Торговый центр». Пройдено 3,3 км транспортных тоннелей. Сейчас рабочим нужно достроить две подземные станции, проложить 7 км тоннелей и 4 км наземных путей. Для нового вида транспорта, как метротрамвай, закупят 32 современных вагона. Планируется, что в год они смогут перевозить до 20 миллионов пассажиров.
«Мы сейчас готовим предварительно все мероприятия по перенастройке светофорных объектов, по обособлению трамвайных путей, чтобы наземная часть была уже как скоростной трамвай. Чтобы к тому моменту, когда подземная часть будет достроена, чтобы скорости были сопоставимы. Подземная маршрутная средняя скорость метротрамвая будет 35 км в час или выше. Это достигается за счет отсутствия перекрестков, светофоров и современного подвижного состава. Наземная часть — более 22 км в час», — отметил заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров.
В планах у властей проработать три маршрута. Первый будет проходить от улицы Чичерина до улицы Лизы Чайкиной. Вторая ветка — от ЧМЗ до торгового комплекса «Алмаз». Третьим станет маршрут от Медгородка до Тракторозаводского района.
Вновь обсуждать судьбу челябинского метро начали после послания Владимира Путина Федеральному собранию, где президент России поднял эту тему. Проекту южноуральской подземки буквально дали вторую жизнь. Хотя вариант засыпать недостроенное метро даже не рассматривался.
«Решение засыпать метро, на мой взгляд, — это самое худшее, что можно было сделать. Забутовка того, что было сделано, в тех объемах, которые сегодня сделаны для абсолютной безопасности жителей города. Этот проект ментально вредный с одной стороны, а с другой — он дорогой, и деньги были бы потрачены впустую. Как те деньги, которые уже сюда вложены, так и те деньги, которые пошли бы на забутовку. Я говорю про развитие города. А это не развитие города — это ровно обратный процесс. На мой взгляд — это невозможно», — заявил Алексей Текслер.
Запустить метротрамвай планируют уже через три года. В перспективе проект получит дальнейшее развитие. Новый скоростной транспорт охватит все районы Челябинска.