Бизнесмены представят ставшую классикой советского кино историю Ивана Васильевича, сменившего профессию. О новом спектакле BFM74 рассказали руководитель фонда «Зеленый театр» Юрий Симанков и режиссер Вячеслав Харюшин.
Юрий, хочется начать с вас. Когда у вас все только начиналось, так же записывали интервью. Была первая постановка «12 стульев», и ваше начинание воспринималось как-то неоднозначно. Было и такое: «ну вот наиграются сейчас бизнесмены и бросят все». Как в итоге все получилось спустя три года работы «Зеленого театра»?
На самом деле, вы абсолютно правы, все начиналось как художественная самодеятельность. Мы просто решили собраться. Есть время, есть творческий потенциал, есть желание самореализоваться, есть благая цель, на которую можно потратить время и деньги. Но то, во что это вылилось, какие результаты мы получили, весьма радует. Это нас мотивирует на еще большую работу.
Если говорить в цифрах, то мы поставили три спектакля: это «12 стульев», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», и вот уже скоро будет третий спектакль «Иван Васильевич: танцуют все!». Шикарные постановки. Специфика в том, что мы не ставим просто спектакль, мы стараемся сделать шоу. Чтобы люди, которые пришли, после постановки сказали «Вау!» и захотели прийти еще. Действо начинается с самого начала. Человек переступает порог театра и его уже встречают. Мы каждый раз делаем колоритную «welcome зону». Люди не только продают какие-то предметы своего собственного производства, много угощений. У нас точно будет спонсор, который представит эксклюзивное вино.
И есть большая часть проекта «за сценой», скажем так, экологическая.
Да. Идея всех спектаклей — собрать максимальное количество средств на озеленение города. После первого спектакля нам дали Площадь павших революционеров, и те саженцы, которые там растут и тянутся к солнышку — это наших рук дело. Мы сами их высаживали, выбирали поставщика, оплачивали и так далее. После спектакля прошлого года нам дали Площадь Ярославского, которая перед Театром оперы и балета. Ранее она была вся в деревьях, может, кто-то помнит, но уже довольно долгое время она стоит такая «лысенькая» в одуванчиках. Более 1000 растений там высажено, есть саженцы спиреи, которые еще поднимутся, и канадские клены, очень капризные в нашем климате.
А в этом году какой план по озеленению?
Мы уже получили предварительное согласование на парк около завода имени Колющенко. Он известен тем, что там практически все оппозиционные митинги проходят. Там есть один пустующий участок, вот мы сейчас делаем проект по его озеленению, а весной приступим. На озеленении мы не думаем останавливаться, в тех парках, где мы уже работали, мы хотим установить арт-объекты, чтобы сделать эти места еще интереснее. Может быть какие-то статуи, объединенные одним смыслом, может быть это будет литье, пока не решили. Сейчас мы объявили конкурс на разработку концепции, идеи для этих арт-объектов.
Вячеслав, про творческую составляющую «Зеленого театра» хочу поговорить с вами. Вы уже во второй раз становитесь режиссером в этом проекте. Почему решили принять в нем участие?
Задача нестандартная, и когда год назад мне предложили, были сомнения. Но потом, когда я почитал о проекте и увидел, как люди относятся к этому… это ведь для страны действительно уникальное явление. Когда люди на протяжении уже нескольких лет делают вот такие спектакли, творчески самовыражаются и вместе с тем есть отдача для города. Это просто очень здорово, и поучаствовать в этом мне показалось интересным для самого себя.
В чем особенности работы с такими актерами?
Я всегда и участникам проекта говорю о том, что самое главное — это желание. Если есть желание, мы найдем место в спектакле человеку обязательно. Желание порождает какую-то внутреннюю энергию у человека. Отличие непрофессиональных актеров — во времени на подготовку к постановке. К профессионалу приходишь и практически сразу требуешь результата. Здесь нужно пройти определенный путь. Помочь разобраться в персонаже, потому что этого навыка просто нет, «найти» руки, ноги этого человека, взглянуть на мир его глазами. Путь получается дольше. Если профессиональный спектакль делается 1,5−2 месяца, то мы работаем 3−4 месяца.
Давайте тогда непосредственно про произведение, по которому поставлен спектакль. Почему решили выбрать Булгакова?
Мы сообща выбирали, конечно, это демократически в «Зеленом театре» происходит. Были и другие произведения на выбор. Но мне показалось, что это незаслуженно забытая драматургия. Кстати, у Михаила Афанасьевича Булгакова есть и «Мертвые души», и «Дон Кихот». Это произведение, возможно, сложнее всех, потому что у каждого стереотипа есть свои «минусы». Есть восприятие фильма, который уже стал советской классикой, мы же идем непосредственно от пьесы, которая была написана в 1935—1936 годах, она была заказана одним из театров, а потом не востребована много лет. Интересно попробовать тот материал, который никто не делал. Я всегда призываю участников проекта всегда идти на определенный эксперимент. Если кто-то делал по определенному сценарию, мы сделаем по-другому. Мы не хотим кого-то копировать, мы делаем свой самостоятельный продукт.
Там действие происходит в 1930-е годы, главный герой инженер Тимофеев живет в огромной коммуналке, бесконечные соседи, которые мешают ему заниматься этой машиной. Они поют, танцуют, и этот короткий сон инженера Тимофеева, в котором ему удалось вырваться из этого окружения.
Какая цель постановки — развлечь зрителей или заставить задуматься?
В определенной степени знакомый материал мы хотим рассказать так, как мы его видим, как мы его прочитали. Может быть, это заставит кого-то взять книгу и перечитать что-то у Булгакова.