С 1 июля заработала платформа «Знай своего клиента». По данным Банка России, к сервису подключились все кредитные организации. Теперь они получают от регулятора информацию о подозрительных финансовых операциях, которые осуществляет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. О том, как работает новая платформа, корреспонденту радио «Business FM Челябинск» Соне Дегтяревой рассказал эксперт челябинского отделения Банка России Юрий Сафронов.
— Совсем недавно стартовала новая платформа, можно назвать ее «антиотмывочной», «Знай своего клиента». Что это за платформа, какова цель ее появления?
— Прежде всего, важно отметить, что главной целью создания этой платформы является защита инфраструктуры нашего финансового рынка от совершения операций в противоправных целях. Внедрение платформы также позволит существенно снизить издержки бизнеса, связанные с выполнением требований законодательства по противодействию легализации преступных доходов. С помощью данного сервиса Банк России будет информировать кредитные организации о том, насколько рискованную деятельность ведет тот или иной клиент с точки зрения причастности к проведению сомнительных операций. Регулятор поделит всех клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — на три группы в зависимости от уровня риска. Это будут такие группы как низкая, средняя и высокая, так называемый «принцип светофора» — зеленая, желтая и красная зоны. Эта информация от платформы является для банка вспомогательной. Окончательную оценку о добросовестности бизнеса своих клиентов они будут делать самостоятельно. В зависимости от оценки риска, банки будут определять режим работы с клиентом. Пользуясь этой платформой, банки смогут сосредоточить свое внимание на действительно рискованных клиентах.
— Я так понимаю, что до этого был проведен анализ. Определенные негативные последствия будут для тех, кто находится в «красной» зоне и чьи операции не совсем чистые. Сколько сейчас клиентов находятся на платформе?
— Закон предполагает, что платформа будет включать в себя сведения обо всех зарегистрированных на нашей территории в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентах — юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. На сегодняшний момент таковых около семи миллионов. В дальнейшем предполагается, что платформа будет включать в себя сведения и о физических лицах. Но это перспектива.
— Сейчас полный перечень организаций или еще нет, и он будет дополняться?
— Платформа будет включать информацию обо всех зарегистрированных юридических лицах и предпринимателях.
— А семь миллионов — это на сегодняшний день?
— Те, кто зарегистрирован на сегодняшний момент, — они все на платформе.
— Как много предпринимателей относится к низкому, среднему, высокому уровням? Насколько у нас много не совсем честных предпринимателей, которые вошли в красную зону?
— Тут важно отметить, что подавляющее большинство клиентов — 99% — добросовестные, и относятся они к низкому риску. К среднему риску, к так называемой желтой зоне относятся около 0,7%. Это бизнес, который ведет реальную деятельность, но частично допускает сомнительные операции. И только 0,3% являются высокорисковыми клиентами, которые совершают в основном сомнительные операции. То есть, мы с вами видим, что доля высокорисковых клиентов крайне мала.
— 99% — те, кто относятся к «зеленой» зоне, для них никаких проблем не будет? Они как вели свою финансовую деятельность через кредитные организации, так и продолжают вести? Что меняется для тех, кто все-таки был замечен в отмывочных операциях?
— Вы правильно сказали, что для клиентов из «зеленой» зоны риска, действительно, будут действовать наиболее комфортные условия для проведения операций. Если клиенты относятся к такой группе, то их операции будут проводиться беспрепятственно. Вместе с тем, следует отметить, что если такой клиент попытается совершить сомнительную операцию, то банк будет иметь основания повысить его группу риска. Клиенты из «желтой» зоны могут столкнуться с отдельными мерами противодействия, которые предусматривает закон — отказ в заключение договора банковского счета или принудительное его расторжение, отказ от совершения отдельных сомнительных операций. Вместе с тем, крайние меры, которые будут применяться к клиентам из «красной» зоны, к ним применяться не будут. По сути, для клиентов этой среднерисковой группы ничего не изменится. А вот клиенты с высоким уровнем риска из так называемой красной зоны, будут фактически отрезаны от банковского обслуживания. Им будут доступны только самые необходимые операции для обеспечения деятельности, например, уплата налогов, выплата заработной платы сотрудникам.
— Давайте еще раз расскажем, что нельзя делать, чтобы не понизить свой рейтинг на платформе? Какие операции будут являться сигналом к тому, что это не совсем добросовестный плательщик или организация?
— Клиенты из «красной» группы попали туда потому, что в свое время совершали сомнительные операции. Сомнительные операции, как мы с вами знаем, это операции, цепочки операций или группы операций. Такие операции ведут к уходу от уплаты налогов, к обналичиванию, реализации различных серых схем. Это, по сути, теневой бизнес. То есть, если клиент совершает нормальные хозяйственные операции, предусмотренные его уставом, получает прибыль, но при этом все в его бизнесе прозрачно, то такой клиент в «красную» зону не попадет.
— Можно как-то изменить свое положение? Из «зеленой» попасть в «красную» зону достаточно просто, а из «красной» зоны как-то можно будет выбраться?
— Предприниматели, которые включены в высокую группу риска, если они с этим не согласны, в течение шести месяцев после получения информации о таком включении, могут обратиться для обжалования решения в межведомственную комиссию при Банке России. В нее входят, помимо представителей Банка России, специалисты Росфинмониторинга, таможенных органов, уполномоченный президента по правам предпринимателей, а также представители банковских и бизнес-объединений. Получив такое заявление, комиссия его рассмотрит в течение 20 дней и вынесет решение — удовлетворить его или нет. Но если решение комиссии клиента не устроит, он всегда вправе обратиться в суд.